11:20 

неанонимный опрос

ivor seghers
заморский провинциал
Хотелось бы узнать, что участники этого сообщества думают о критике и обратной связи. Мнение каждого очень интересно. Если сочтете возможным, выскажитесь в комментах. Можно ответить на вопросы ниже, но не обязательно этим ограничиваться.

Что такое, по-вашему, конструктивная критика?
Важно ли вам, от кого исходит отзыв?
Для чего вам нужен фидбэк?
Был ли у вас случай, когда обратная связь действительно помогла? Может быть, расскажете об этом?
Какие отзывы вдохновляют?

@темы: опрос

Комментарии
2010-11-19 в 11:36 

ivor seghers
заморский провинциал
Мне особенно полезны отзывы людей, чьи литературные вкусы (и/или жизненные принципы) мне близки.
Фидбэк мне нужен, чтобы узнать - удалось ли мне словами воссоздать сцену, которая представляется мне в воображении.

Для меня важно, чтобы в отзыве было хотя бы что-то из перечисленного ниже:
- личные эмоциональные впечатления - как изменилось настроение человека, когда он прочитал текст; о чем он задумался; что текст ему напомнил.
- ассоциации, любые (с событиями из жизни, со стилем какого-либо писателя; с кинофильмом; со вкусом или запахом).
- предположения о биографии героев, их прошлом, их вкусах и предпочтениях, в общем, о разных сферах их жизни.
- понравившиеся цитаты из текста (отзыв даже может состоять только из таких цитат и смайликов).
- вопросы о том, чего читатель не понял.
- пожелания больше узнать о каком-либо повороте сюжета, персонаже, т.п.

Если автор отзыва опирается на авторитеты, я жду от него указания на источник и, желательно, точной цитаты. Фразы вроде "Каждому культурному человеку известно, что..." подрывают мое к нему доверие.

2010-11-19 в 12:13 

lestikona
Когда о прошлом хочется забыть, а будущее пугает, настоящее становится единственным укрытием...
Можно еще добавить: Важно ли вам, от кого исходит отзыв?

Сейчас отвечу сама на вопросы.
Что такое, по-вашему, конструктивная критика?
Критика, содержащая объективные указания на конкретные удачные/неудачные моменты.
Критика, помогающая развить идею и увидеть ее с другой стороны. Как мне однажды сказали: "ты взяла классического героя, который должен бороться со злодеями, геройствовать с друзьями и соблазнять девиц в деревнях, и сделала из него жиголо", - оно было правдиво, но я бы ни за что не сказала так сама. Помогло понять, как герой выглядит со стороны.
Для чего вам нужен фидбэк?
Чтобы знать, что я достигла цели (и знать, какой вообще цели я достигла, вдруг не той, которую ставила :-D) и видеть пути развития.
Был ли у вас случай, когда обратная связь действительно помогла? Может быть, расскажете об этом?
Случаи самой мощной обратной связи:
1) человек, прочитав кусочек текста, принимался обсуждать со мной героев, их судьбы, сравнивать их со своими знакомыми. Поразило безумно, сразу захотелось писать дальше.
2) человек, почитав мои произведения, пришел утром с зарисовками мира. Покорило до глубины сердца и вселило веру, что я делаю что-то стоящее. Правда потом мы долго воевали, ибо каждый видел мир по-своему, и в итоге я впала в сильнейший творческий ступор.
3) другой человек обругал и опустил ниже плинтуса. Я взбунтовалась, подумала: "ты меня совсем не знаешь!" - и разразилась серией рассказов, один из которых кинула на конкурс и его напечатали. Результаты конкурса, кстати, меня тоже загнали в сильнейший творческий ступор.
Вообще, меня поддерживают не выражения восторга, а факты. Например, если я написала зарисовку и у меня появились новые ПЧ, - значит, хорошая зарисовка. Или если я что-то выкладываю и вижу, что комментариев мало, - значит, неудачно вышло. Даже если редкие комментарии хвалебны. Или, к примеру, человек промолчал, но взял в качестве ника имя героя - это круче многих похвал. Другое дело, что меня лично чистая похвала деморализует и дезориентирует. Особенно если хвалят те, кого я ценю. Мне становится страшно, что я поставила планку, до которой в следующий раз не допрыгну. Вот как-то так.
Если же те, кого я ценю, молчат - это тоже дезориентирует. В общем, я такое существо, чуть что - сразу в ступор и бояться :gigi:
Какие отзывы вдохновляют?
Сухие, конкретные, вправляющие мозги. Помогают расширить кругозор, увидеть многие моменты в ином свете.
Творческие. Когда в комментариях начинается обсуждение, что еще могли те или иные герои сделать, учудить. Если чувствуешь, что читателю интересно - сразу же тянет броситься писать продолжение.

2010-11-19 в 12:23 

ivor seghers
заморский провинциал
lestikona
Можно еще добавить: Важно ли вам, от кого исходит отзыв?
Спасибо за предложение. Сделано.

Критика, содержащая объективные указания на конкретные удачные/неудачные моменты.
Мне стало интересно, по каким признакам вы понимаете, что указания именно объективные?

2010-11-19 в 12:41 

lestikona
Когда о прошлом хочется забыть, а будущее пугает, настоящее становится единственным укрытием...
ivor-severs Мне стало интересно, по каким признакам вы понимаете, что указания именно объективные?
Если мне говорят "ТКП - это шаблон" - то это объективная критика, а если говорят: "Вы - тупая девица с завышенным самомнением, да таких два миллиона насобирать можно, если лопатой по Прозе.Ру пройтись", - то явно субъективная.
Кстати, "мне кажется, в такой ситуации человек вел бы себя вот так", - критика тоже субъективная. А вот "люди с таким-то диагнозом отличаются такими-то личностными качествами", - это уже объективно.
Объективность, на самом деле, это очень сложно.

2010-11-19 в 13:23 

ivor seghers
заморский провинциал
Сокращение ТКП - что-нибудь значит?
"Это шаблон" , на мой взгляд, было бы объективной критикой, если бы сопровождалось 2 и более цитатами/ссылками на аналогичные произведения или фрагменты. Иначе это сообщение о том, что отзывающийся воспринимает текст, как шаблон.
Мне тоже кажется, что объективность - это сложно. Я довольно узко ее понимаю. На мой взгляд, полностью объективно напоминание о законах физики, физиологии и т.п., то есть законах, которые действуют независимо от человеческого сознания. Объективно высказывание, которое опирается на неопровержимые и поддающиеся проверке аргументы.
По-моему, часто возникают недоразумения и даже обиды, когда субъективные отзывы пытаются представить как объективные.

2010-11-19 в 14:15 

серебристый лис
и нет ни печали, ни зла
мне интересно получать отзывы от людей, вызывающих у меня восхищение. неважно, какие именно - важно, от каких людей, вернее, из какого психического объёма эти отзывы )
а что касается приятностей - то ничего нет лучше получать реакции тех, кто восхищается тем, что восхищает меня.
и опять-таки - неважно, хвалят они текст или ругают. важно - из какого объёма идёт отзыв )

это действительно единственно важные вещи в отношении реакций на тексты, - и к критике в обычном её понимании отношения не имеющие.

2010-11-19 в 14:36 

Clegane
попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
У меня такой отзыв был, что человек из-за моих выдуманных персонажей полез интересоваться реальной махновщиной. До сих пор вспоминаю с умилением!

2010-11-19 в 15:36 

odinochestvonet
Иллюзии слаще реальности
Помню, как-то выкладывала один из своих романов в сеть, и было несколько длиннющих отзывов о том, что я написала кошмарную вещь, где много крови, жестокости, извращений и убийств. И так далее. Правда, все они закончились: но прочитал/прочла до конца. А там больше 500 страниц было.
Приятно видеть, когда человека цепляет то, что ты пишешь. Даже если не всегда в позитивном ключе.
Даже резкая критика может быть правильной, хотя моё уважение к таким людям сразу пропадает, так как я ценю воспитанность и такт. К примеру, если человек фонтарирует нецензурщиной, истеричностью и брыжет слюнями и соплями, то воспринимать такой отзыв в качестве объективной критики как-то сложновато, потому что возникает сомнения в адекватности самого человека.
Настоящие критики, в принципе, не пишут бесплатно, поэтому любой отзыв в сети так или иначе является субъктивным, потому что его не пишет профессионал с профильным образованием.
Однако авторы пишут не для критиков, а для читателей, поэтому мнение читателей всегда важно, конечно же.
Но я заметила странную тендецию в сети: отзывов на откровенно слабые, девчачьи произведения с Мэри Сью всегда намного больше - причём, в положительном ключе - чем на интересные, серьёзные, сильные произведения.
У меня есть несколько знакомых, которым я доверия, и всегда прислушиваюсь к их мнению.
И довольно часто, когда пишу зарисовки и фики, то ориентируюсь, опять же, на одного или несколько человек, для которых и создаю эти произведения.
Я не считаю такого рода литературу серьёзной, в любом случае, все фики останутся на уровне приключенческой литературы или любовных романов. И сравнивать их с классиками всё равно что анедкоты с мемуарами.

2010-11-19 в 23:38 

Когда о прошлом хочется забыть, а будущее пугает, настоящее становится единственным укрытием...
Сокращение ТКП - что-нибудь значит?
"Это шаблон" , на мой взгляд, было бы объективной критикой, если бы сопровождалось 2 и более цитатами/ссылками на аналогичные произведения или фрагменты. Иначе это сообщение о том, что отзывающийся воспринимает текст, как шаблон.

"теплый клетчатый плед". Понимаешь, обычно в случае с шаблонами очень трудно указать конкретные тексты. Вот допустим я где-то за месяца четыре активного комментирования (когда у меня был бум) прокомментировала текстов сто. Может, даже больше. Где-то у трети-четверти сюжет был: двое лежат/сидят где-то вдали от цивилизации, пьют чай/кофе/глинтвейн, им хорошо, тепло и комфортно, они разговаривают. Остальное - то, о чем они разговаривают. Я точно могу сказать, что ТКП (который описывает вот такие ситуации) - шаблон. Но смогу ли я привести конкретные ссылки? Не придется ли мне перерывать полсообщества? Ладно, если это распространенный шаблон, а что делать с длинными, тонкими пальцами, стучащими каблуками и прочими атрибутами? Ради каждого перерывать кучу чужих произведений? Просто чаще всего шаблонный сюжет лежит на поверхности. Может быть, ты даже точно вспомнить уже не можешь, где ты это видел или читал, но точно знаешь, что читал неоднократно.
Тут все непросто выходит.

odinochestvonet, Однако авторы пишут не для критиков, а для читателей, поэтому мнение читателей всегда важно, конечно же.
мне кажется, все чуть сложнее... Кинг писал на эту тему что-то вроде: "писатели делятся на две категории. Первые спрашивают: "что я хочу от этого произведения?", вторые: "чего хотят от этого произведения другие?" Как-то так. Но и те и другие одинаково тщеславны, и те и другие свои произведения выставляют и хотят слышать отклик.

     

Конструктивная критика

главная