Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:02 

Евгений Замятин, "Мы" и другие любопытные общества

книжный червяк


Про Замятина скажу скупо. Я давно его собиралась прочитать, после Оруэлла и Хаксли, конечно. С одной стороны, это любопытный пример антиутопии, где:
- придуман интересный мир (на 99% логический, математический, из стекла и металла, без природы вовсе, у людей даже фантазию вырезать хотят);
- динамично и богато в плане подробностей реализован формат дневникового жанра;
- читателю легко идти сквозь слог несмотря на упомянутую выше логику и математику, Замятин не злоупотребляет терминами и скучными описаниями, ему достаточно яркой фактуры, единственное исключение - цифровые имена, это очень тяжело поначалу.
С другой стороны, слабовато вышло, вот что я думаю. "Мы" явно слабее Оруэлла во всяком случае. Хотя за мятущиеся чувства закоренелого математика и благополучного доселе гражданина Д спасибо. Его любовь - вот, что действительно удалось в этом романе. Перечитывать я вряд ли когда-нибудь возьмусь, но это нужно было прочитать, чтобы хотя бы быть в курсе. Как-то так.

Но дьявол кроется в мелочах. Точнее, не совсем дьявол.

Две трети доставшейся мне книги - повести мелкие, рассказы. Местами очень душно, липко, но все развивается, закроешь, не дочитав, и все думаешь - а что там, что там, что там будет. Замятин берет атмосферностью в малой прозе, он все придумывает микро-общества, каждое из которых чем-то да интересно. Если в "Мы" был геометрический, антиприродный мир, то в "Уездном" - обволакивающая душнотой и липкостью русская чернуха, в "Алатыре" - город невест-вековух, "Островитянах" - подчиненная точному распорядку (по часам каяться, по часам - заниматься благотворительностью) жизнь в пасторском доме.

А еще описания любовного чувства. Как он берет - рваными предложениями ли мятущегося влюбленного, обволакивает ли золотистым маревом или обоюдной неловкостью колет, но вот это очень, очень хорошо выходит. Я могла бы не читать "Мы", но малую прозу Замятина читать стоит. Даже не смотря на то, что там многовато кое-где чернухи, кое-где революции.

@темы: кадзе - книгофил

21:17 

lock Доступ к записи ограничен

книжный червяк
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
23:05 

lock Доступ к записи ограничен

книжный червяк
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
22:25 

книжный червяк
Прекрасное

31.08.2017 в 10:36
Пишет Наташа Че:

Накопилась маленькая подборочка зарисовочек из жизни моих замечательных соседей по подъезду.
Переношу сюда, пусть лежат.


***

У подъезда стояли трое: он, она и комод. Бухие в трипизды.

- Борюсик, - ласково говорила она - Зачем ты наблевал в комод?
- Это на счастье, Светулик, - утверждал Борюсик.

вообще добавить нечего.

***

Чувствую, Светулик с Борюсиком имеют все шансы стать моими любимцами на долгое время. На работу я выхожу примерно в то же время как эти влюбленные - за опохмелом. Иногда удается узреть прекрасное.

Сегодня Борюсик ждал Светулика у подъезда. В компании какого-то приятеля. С гордостью хвастался: а вчера я нассал в кладовку.

Приятель с уважением кивал и причмокивал, видимо от зависти. Я курила и сочувствовала Светулику.

Светулик, высунувшись из окна (2 этаж) закричала:

- Не нассал в кладовку, а наблевал в комод! Борюсик, это же принципиально разные вещи!

причудливые формы в этом мире принимает любовь.

***

Светулик с Борюсиком решили заняться спортом - бегать по утрам. Сидят на лавочке у подъезда, обсуждают.
- Это, - говорит задумчивый Борюсик - ты хорощо придумала. Спорт. Да. Здоровье надо беречь.
- И не пить дешевый портвейн! - Светулик категорична.
- Дорогой портвейн? Дорогой портвейн и пробежки по утрам. Какая гламурная буржуазия!

с трудом сдерживаюсь, хочется их то ли обнять, то ли автограф просить. ну, или хотя бы сфотографировать украдкой из окна.

***

Утром Светулик и Борюсик спорили у подъезда. Вопрос был очень важным и насущным: что пить.
Борюсик хотел вино в коробочке, потому что семейный бюджет не резиновый.
А Светулик хотела шампанского. Шампанского и точка. И как вообще можно не понимать, что каждая женщина в определенный момент своей жизни хочет шампанского так, что совершенно начихать на семейный бюджет.
- Светулик, - ласково спрашивал Борюсик, вышагивая вокруг нее, с неприступным и гордым видом сидящей на лавочке - Ну почему шампанское, не новый год же...Ну его, а?
- Как ты не понимаешь! - воскликнула Светулик в отчаянии - Как ты не понимаешь! Мы же с тобой всё, всё!!! просрали! Надо это отметить.

всегда так буду делать.

***

В половине шестого утра Светулик приняла. Сначала спиртного, а затем решение уйти от Борюсика.
Надо сказать, это было очень громкое решение.

- Лучшие годы! - заламывала руки Светулик - Мои лучшие годы! И что мы с тобой сделали хорошего, кроме того как спились?
- Я хочу быть женщиной! - Светулик кружила вокруг молчаливо стоящего Борюсика - Я должна хотя бы уйти как настоящая женщина!
- В закат? - оживился Борюсик. Светулик притормозила. - Почему в закат?
- Принято уходить в закат, - Борюсик приосанился, пытаясь придать себе вид "отвечает Александр Друзь". - Если ты хочешь уйти как настоящая женщина, ты должна уйти в закат. А сейчас - рассвет. Про рассвет известно только "ты меня на рассвете разбудишь". Что, собственно, и произошло.*
Светулик задумалась, сраженная такой непревзойденной логикой. Но не такова она была, чтобы сдаться.
- Ты, - говорит, - Пытаешься воззвать к логике. Но я - настоящая женщина. И это - не подействует.
И, видимо, чтобы подкрепить свою мысль делом, добавила: пойдем спать. Завтра уйду. Сегодня устала что-то. Ну тебя.
Борюсик вздохнул и галантно распахнул перед ней дверь подъезда.

надо ли говорить, что восторг и умиление мои бескрайни.


*подтверждаю - произошло. И еще как минимум два этажа могут подтвердить)

URL записи

22:59 

книжный червяк
Так, парни. Я тут за Замятина взялась. А он - за теорию вероятности. А я - поклялась, получив зачет по терверу в свое время, исправно возносить жертвоприношения на алтаре букв и знаков, и никаких поблажек - в сторону математики. Так вот, мне кажется, или в формуле какая-то ошибка? По-моему, считать вероятность попадания индивидуума в аудиторим, деля второе на первое - не совсем верно, или мне только так кажется?


@темы: кадзе - книгофил

22:53 

книжный червяк
по зеркалу воды бегут маленькие искристые блики. это крохотные рыбки из озера плещутся. летят стрекозы - маленькие изумрудные и огромные янтарные, с мою ладонь, толстые и прекрасные. косяки рыбешек и стаи стрекоз. у воды прохладно, мы сидим на причале и крошим хлеб в воду. Руслан привычно босоног, ничтоже сумнящеся сует ноги в воду и требует, чтобы я совала тоже. С наслаждением окунаю натруженные ступни в прохладу, они сохнут потом на ветру, и так хорошо. Золотистое марево, тепло, спокойствие.

Часов шесть к ряду гуляем по запущенному парку (похоже, в Видном все такие, но это тоже славно), а потом с мороженым в руках выбредаем к скамейке. Вечер, легкая усталость и неожиданный французский шансон из колонок со сцены.

А потом включают микрофон:
- это традиция - петь здесь тёплыми субботними вечерами, и я рад, что возобновляю ее после небольшого перерыва.

И мы идём к сцене слушать Knocking of the Heaven doors и ещё что-то прекрасное и знакомое, да только я забыла уже. И все здорово, и у меня красивая шляпа, а у Руслана течёт растаявшее мороженое через край стаканчика, и я даю ему ложку от швейцарского ножа, а люди рядом смеются.

А потом я подпеваю Кипелова на остановке, и мы, конечно, уезжаем не в ту сторону, а Руслан замечает это раньше меня, потому что у меня топографический кретинизм, а у него в голову вделан компас, и вместе мы как-то управляемся.

Так и живём.

@темы: фотофак, маленькие радости, география кадзе

00:44 

Дзюнъитиро Танидзаки, "Снежный пейзаж" ("Мелкий снег")

книжный червяк


Дарите книги - подписывайте, от кого они и когда. Я вот, например, забыла.

Бумажная книга, простоявшая в шкафу n лет, это всегда немного личное. Поэтому я буду и про личное тоже.

Я бодалась с матерью, как могла, потому что книжного шкафа так и нет (есть икеевский, расползающийся уже под тяжестью моих и русланьих фолиантов), но она все-таки выслала мне все мои книги. И еще немного сверху. И Дзюнъитиро (только вооружившись книгой, я могу написать его имя правильно) Танидзаки тоже. Я открываю книгу.

Был у меня когда-то друг Артемида. В мои мятущиеся семнадцать он пил со мной вино и ряженку, лазал на шатающуюся вышку, вытирал сопли по поводу неудавшихся любовей, я вытирала сопли ему по поводу его неудавшихся любовей (удавшихся, понятно, в этом возрасте не бывает, хотя бы он и был несколькими годами старше). Потом мы потерялись и не особенно искались (скорее: совсем не искались). Так вот, где-то между этими двумя отрезками времени он подарил мне книгу. Исходя из дарственной надписи на форзаце это был 2008й. Тот прекрасный 2008й, когда я впервые поехала на Грушу. Тот прекраснейший 2008й, когда я впервые отправилась в Питер без родителей. У меня была поездка от университета для особенно одаренных шилозадых потрудившихся во благо оного, двое друзей-старшекурсников разного полу, идиокретиническая пижама с цветком и оранжевыми шортами ("Доченька, тебе же нужно в чем-то быть в поезде, этот домашний костюмчик так хорошо на тебе сидит") и привычка брать в дорогу самую толстую книгу из имеющихся в доме (покетбука-то не было). Всю поездку я кляла несчастного Артемиду, как могла. Я прочитала 500 страниц из 724, и, представьте себе, дочь семейства, которая собиралась замуж в первой главе до сих пор, блядь, не вышла, а ничем иным, кроме ее личных дел, члены семейства и не занимались.

Мне потребовалось девять лет, чтобы добраться до этой книги вновь. И оценить, насколько она хороша. Наверное, я стала старая и нудная, а только в списках моих любимцев - старые и нудные немцы вроде Гессе и Манна (который Томас). И "Снежный пейзаж" зашел. (А хрен ли ему не зайти после "Будденброков"-то?)

Что касается самого романа, помимо скрина с "привычкой жить на широкую попу", которым я уже делилась (привычка таскать с собой фолианты исчезает, когда я таскаю с собой ребенка), то вот что я имею сказать.

Прошло 9 лет, и читать мне интересно, легко. Танидзаки, не торопясь, выписывает мирный уклад жизни четырех сестер. В самом начале, конечно, на читателя обрушивается ворох имен - четыре сестры, дочь, служанка, и еще многочисленные второстепенные действующие лица, а еще несколько различных домов в разных городах: шутка ли - не запутаться. Но размеренно течет роман, и уже не перепутаешь одну сестру с другой, все они разные, у всех своя судьба, представляешь "главный дом" в Осаке, дом Сатико в Асии, студию Таэко, где она делает своих японских кукол.

Основная линия сюжета - выданье замуж одной из сестер, происходящее практически без участия оной, тем не менее, не выглядит скучной. Ведь писатель ведет судьбы остальных троих девушек, а также отображает другие важные вещи. Для современного русского читателя это выглядит экзотически, и, тем не менее, все очень бытовое, будто лично знаком с семейством Макиока.

Помимо всего прочего, интересна и сама судьба. Понятие судьбы. Танидзаки вроде бы и не тычет нам в лицо этой судьбой, однако ж вот оно - предзнаменования предвещают исход той или иной сцены, сестры верят в счастливые и несчастливые годы, а уж попытка пойти против судьбы не остается незамеченной мирозданием. События накаляются - вот уже война, безденежье "главного дома", слухи и сплетни, неудачи, недостойное, компроментирующее поведение... И вот развязка. Признаться, неожиданная с точки зрения восприятия вершащихся событий Юкико и предзнаменований. Последние страницы удивили меня.

Ах да, из любопытных совпадений - героини читают "Ребекку". Ту самую, которую я прочла в конце мая.

И, кстати, довольно много общего с "Будденброками". А Танидзаки точно буду читать еще. "О вкусах не спорят" - в список.

Я нарочно не говорю о любовании красотой, исчезающей красотой, исчезающим мгновением, ностальгии по утраченному (или заранее - по тому, что предстоит утратить), это было бы слишком банально в данном формате. В предисловии к моей книге даже сравнивают в этом отношении "Мелкий снег" с "В поисках утраченного времени". Повезло мне с предисловием, но пересказывать все это не буду. Лучше сами все прочитайте, если интересно.

Вышло немного сумбурно, как всегда бывает, если записываешь отрывками. Но я, оказывается, люблю неспешные семейные саги.

@темы: кадзе - книгофил

21:00 

книжный червяк
200 000 знаков написано. Ну я вам скажу, ввязалась. Наступит октябрь - с облегчением вздохну.

@темы: москау гастарбайта

19:06 

книжный червяк
И вот он опять рвется вперёд приходить, видеть и побеждать, бьётся, пропарывает шею прямо у подъезда дома, а меня трясет уже потом, когда кровь остановлена. Нервно парю в ванной.

Кажется, поседею я ещё до 35 такими-то темпами. теперь понимаю свою маму, когда я явилась к ней с пробитой головой и невинно сказала: "Мамочка, тут кое-что случилось". Слава небесам, у матери был тот же инстинкт сначала оказывать первую помощь, а когда всех отпустит - пить валидол. Вернее сказать, слава небесам, я его унаследовала. К слову, пробитая голова в моей практике по эту сторону "отцы и дети" уже была.

Не вынимаю из рюкзака аптечку. Цепочка движений "сорвать одну лямку, перекинуть рюкзак на грудь, достать из переднего кармана мирамистин/зелёнку/перекись/etc" отработана до автоматизма.

Я плохая мать - мой сын опять во что-то влетел? Хренушки, я хорошая мать, мой сын жадно исследует этот мир и не цепляется за мамину юбку, а, пропороа шею, перестает плакать, как только я его обнимаю и предлагаю бонусный йогурт за храбрость (бонусные шоколадки на черный день в рюкзаке закончились, зато я возвращалась из супермаркета). Я могу отпустить его вперёд в пределах видимости, люди будут оборачиваться, чей это ребенок, а я буду уверена, что он остановится у дороги и подождёт: не потому что знает, что я буду ругаться, а потому что знает, что из кабины едущей по дороге машины его не видно (если кто-то из вас не думает, что это довольно круто, приглядитесь к идущим по улице семьям). А для всего остального у меня есть аптечка.

@темы: маленькие радости

20:54 

минутка прекрасного

книжный червяк
игнорируя подозрительные взгляды, изволила фыркать в кофе. а все почему? а все потому, что японская проза - она, сволочь, смешная. точнее, не сама проза... как бы вам это сказать. в общем, при адаптации текста под ридер закралась некая ошибка...



мне кажется, у Таши была похожая прекрасная история с участием графа, графини и все той же жопы, вот только я никак не припомню, где. ежели ты меня читаешь, дорогая, дай ссылку.

@темы: мама, у меня в голове рука, кадзе - книгофил

21:09 

мир правых

книжный червяк
ген леворукости витает где-то в роду. мой отец - переученный левша. мой сын - левша. я сама делаю некоторые вещи преимущественно левой рукой: например, вскрываю консервные банки и держу турку. и уже который год удивляюсь: как же феерически неудобно держать турку левой рукой - ведь носик-то в этом случае получается "от себя". а надо же, чтобы "на себя" - чтобы кофе наливать, то бишь.

вот уже больше десяти лет я каждый раз испытываю неудобство, когда наливаю кофе, хотя у меня-то, казалось бы, процесс должен быть отлажен. и только с новой, изрядно потяжелевшей туркой я задумалась: что же, черт возьми, предстоит Руслану?

мой мозг натурально встает вверх тормашками, когда я сажусь с ним за тетрадь с заданиями. потому что он фактически прорисовывает фигуры справа налево, а не слева направо. звучит несерьезно, но шаблон это рвет конкретно.

когда я впервые задумалась о том, что он может быть левшой, я немного покопалась в интернете. и, среди прочего, нашла теорию о том, почему левши - люди творческих профессий. не только и не столько потому, что у них доминирует другое полушарие мозга, а просто потому, что этот мир заточен под правую руку. затруднительно выполнять самые бытовые операции с техникой - работать на станке и все такое прочее. наливать кофе в турку, добавлю я от себя.

есть у меня левши? расскажите, как вы живете.

@темы: рассуждения о захер-мазохе под веткой цветущей сакуры во имя будды и рок-н-ролла

21:50 

книжный червяк
Немного о моей работе: гуглю синонимы слова "безысходность". Нет, работа хорошая, содержание главы такое, что я уже заколебалась их придумывать.

Без одного дня месяц, как я впряглась в роман. 150 000 знаков. Сроки дышат в спину, но я в них почти укладываюсь. Чтобы уложиться без "почти" нужно писать в месяц по 160к. И было бы еще неплохо иметь временной запасец.

@темы: москау гастарбайта

22:13 

Лучше сиська в руках...

книжный червяк
Наикурьезнейший случай со мной только что вышел, дражайшие.

Отвечала на письмо с поздравлениями мехикан френду, а за одно и на предыдущее, неотвеченное, где он писал, что отказался от повышения, потому что должность рисковая. Вот и пишу ему, что мы в России говорим: лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Гугл Транслейт. Синица. Tit, titmouse, tomtit. Не задумываясь, выбираю первое. Через несколько предложений чую неладное, возвращаюсь к написанному. Лучше сиська в руках, чем журавль в небе. Конечно, сиська в твоей руке лучше, чем все что угодно, мой мексиканский друг!

@темы: батальон чудесных людей, мама, у меня в голове рука

14:14 

Маргарет Этвуд "Исповедь служанки"

книжный червяк
Фанаты Джастина Бибера "Вконтакте" переписываются кипятком (с)



Как правило, феминистки мечтают о том, чтоб их кто-нибудь унизил. Ну, знаете, она во лбу себе звезду нарисует и отправится гулять по улицам, чтобы ее там кто-нибудь зацепил, а она бы ему показала - ух, она какая, ух, как бы показала! Или чтобы в Нью-Йорке перед ней мужчина дверь в кафе открыла, а она бы на него в суд подала - ух, она какая. Потому что если все вокруг будут относиться к женщинам идеально (в представлении феминисток, разумеется), уже не нужно будет бороться за права женщин, и зачем тогда феминистки будут нужны, а?

На самом деле, если ты не рисуешь себе спецом во лбу звезду, то поводов для унижения у женщины не больше, чем у мужчины. Так-то. Поэтому феминистки просто обожают читать про всякое такое. Из моего любимого сообщества fem_books, когда у меня еще оставалось время на ЖЖ, я извлекла полезную информацию о том, что среди ниибаццо почитаемых авторов у сиих дам значатся Урсула Ле Гуин (да, да, моя любимая Урсула, написавшая сказочного Волшебника Земноморья) и Маргарет Этвуд. Причем от "Исповеди служанки" феминистки просто ссутся кипятком.

И меня это очень смущало, знаете ли. То есть, вот ты хочешь прочитать интересную книгу, а от нее феминистки кипятком ссутся. Согласитесь, кого угодно смутит. С другой стороны, Ле Гуин же читана-перечитана мною. Да еще и друг мексиканский нахваливает Этвуд (как интересно, я ему все это дело про феминисток буду на английском излагать в следующем письме?). Эх, была не была!

Позавчера я открыла эту книгу. А сегодня с утра уже закончила. Потому что это...просто отлично. Читать, читать, жадно проглатывать, выхватывая строчки, не смотреть по сторонам, только в книжку, читать, читать, читать. Замечательная, ясная, трогательная, в буквальном смысле - потрясающая вещь. Этвуд - умница.

Я поясню, это антиутопия. Причем размахом и качеством ничуть не хуже, чем оруэловское "1984". Отлично проработанный мир, логичное поведение персонажей, соответствующее обстоятельствам. Замечательная проработка бытовых деталей. Я уже сто раз писала, что я - не поклонник этого жанра. И еще больший непоклонник дневниковых записей. Здесь и то, и другое одновременно, но настолько здорово, что я аплодирую стоя.

Очень легкий слог. Мастерски короткие предложения, в которых умещается и смысл, и чувства. Антиутопия вперемешку с флешбэками (она помнит, как все еще было "до", и в этом еще одна изюминка книги) читается острее, больнее. Вот послушайте только: "Отче. Сущий в Царстве Небесном, кое внутри. [...] Ты мог бы даже устроить им Рай. Ты нам за этим и нужен. Ад мы сами себе устроим."

О концовке стоит сказать отдельно. Не рискуя проспойлить, скажу только, что снова пора поаплодировать. Рискуя поспойлить, упрячу восхитительно ржачный комментарий недовольных феминисток: но только для тех, кто читал

И да, к чести автора, не там никаких извращений, которые приходят на ум, стоит только прочитать название.

Буду читать трилогию Беззумного аддама и плакаться, что последняя ее книга не переведена на русский язык. Да, Этвуд, помимо всего прочего, еще и обладатель Букера. Правда, за "Слепого убийцу". Его - тоже в список чтения.

P.S.: если здесь есть читавшие, с удовольствием потреплюсь на тему "Исповеди". Всем остальным - немедля читать.

P.P.S.: есть даже фильм с многообещающим трейлером www.kinopoisk.ru/film/7194/

@темы: кадзе - киноман, кадзе - книгофил

20:28 

книжный червяк
Недели Питера в Кадздональдсе!

Отбыл щекотавший улиточные ноги Джой - приехала Регинка. Моя Регинка, с которой не виделись уже добрых четыре года. Чуть больше, чем я живу в Москве. Подросла, обзавелась фиолетовой прядью в волосах, обнимается. Второй день выгуливаю ее по столичным паркам. Специфика моей жизни нынче такова, что я доступна для иногородних друзей тогда, когда остальные на работе, но выгуливать их могу преимущественно по паркам. Впрочем, парки в Москве знатные - каждый раз езжу и наслаждаюсь.

Вчера запустила ее по веревочному мосту на втором этаже избушки на курьих ножках в короткой разлетающейся юбке, выгуливала по набережной все в тех же одеждах, а ветер делал свое дело а-ля Мерлин Монро. А сегодня по плану было кормление лебедей и уток, а вышло кормление скворцов и чаек. Вот чего-чего, а ни скворцов, ни чаек мне за всю свою жизнь еще ни разу кормить не удавалось.

Руслан босоног. Наконец, дождался теплого дня, часа два нарезает босыми ногами по парковым лужайкам, дорожкам и мостам к вящей радости китайских туристов. Я уже писала давным-давно, что китайцы и корейцы неизменно любят Руслана. Особенно, когда он машет гоняет с растрепанными, выбеленными солнцами локонами и босыми ногами.

По дороге домой, пока сын спит у меня на плече, выясняю, что электронная книга благополучно забыта дома, лениво пролистываю сайты и натыкаюсь на рецепты быстрого кофе от шеф-поваров. Дома Кадзе вспоминает, что она Кадзе, критикует все упомянутые выше рецепты и лепит из них один - с солью и перечной мятой. Премерзкий вышел, ей-Богу.

@темы: маленькие радости, кофеварение, география кадзе, батальон чудесных людей

21:49 

книжный червяк
Отличная новость!
Запустили портал "Списанные книги". Если кто не слышал, из московских библиотек списывают кучу книг, и их можно прийти и забрать, совершенно бесплатно. Сделали удобный портал с интерактивной картой библиотек и списком книг, доступных в каждой. Я забронировала себе Флобера и Кронина на Южной, жила бы в Москве - таскала бы мешками.

knigi.bibliogorod.ru

@темы: кадзе - книгофил

22:43 

lock Доступ к записи ограничен

книжный червяк
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
00:06 

книжный червяк
Мой сын спустил в ванну с пеной бутыль мицеллярной воды, поэтому вот вам лайфхак - тушь можно смыть кремом для рук, нанесенным на ватный диск.

Мои ресницы теперь как попка младенца. А попка младенца как... Впрочем, чего я вру: в ходе эксперимента ни один ребенок не пострадал.

@темы: девочковое, маленькие радости, мама, у меня в голове рука

00:47 

Томас Манн "Будденброки": отлучение от счастья

книжный червяк


я все никак не дочитаю "Портрет художника", но вот "Будденброки" пошли хорошо и славно. мне нравится жанр семейной саги. правда, из читанного в этом жанре разве что "Форсайты" и "Якоб решает любить". И "Сто лет одиночества", конечно. Но "Якоб" был такой небольшой и чертовски самобытный. А "Сто лет одиночества" ни в первое, ни во второе прочтение я переварить не смогла.

Что же касается "Будденброков", они доставили мне подлинное удовольствие. Предыдущий прочитанный мною роман Томаса Манна "Волшебная гора" препарировал от и до любовное чувство - с момента его зарождения, когда испытующий еще даже не подозревает о нем, но вместе с тем Томас Манн не отказывал себе в том, чтобы наградить героев (или даже целые главы) длительными философскими речами.

В "Будденброках" философии практически нет. Здесь есть некоторое количество рассуждений о социализме, но их действительно немного по сравнению с общим объемом книги. Зато Томас Манн не изменяет своему принципу "препарирования". Здесь он тщательно рассматривает закат добротной бюргерской династии (я ни на минуточку не проспойлила, потому что книга полностью называется "Будденброки. История падения одного семейства"), причем причины этого заката неуловимы - их много, и в то же время ни одна из них в одиночку не является для этого достаточной.

Томас Манн снова монументален. Он препарирует историю семейства поистине неторопливо, уделяя время и разговорам, и описаниям природы и музыке (у меня складывается впечатление, что музыка - чуть ли не обязательная составляющая немецкой прозы XIX- I пол.XX веков: Манн, Гессе, Мёрике...). Раскрываются персонажи (включая второстепенных), их характеры и облик эволюционируют. Раскрываются темы: тут и отречение от любви в пользу выгоды, и отречение от призвания, и отречение семьи от ее членов, про служение и много чего еще. Перечисляя темы, я подумала, что это роман про отречение и служение. Все может быть. Роман про отречение и сплочение, про маленькую группку людей, сплотившуюся в своем отречении от себя в пользу служения коллективному интересу этой самой группки.

К слову, это нобелевский роман Манна. И он явно стоит премии. Он превосходный.

Правда, конец неожиданно рубленный, в предпоследней главе последней части Манн внезапно применяет совсем нехарактерный для "Будденброков" литературный прием. Да и все события финальной части слегка скомканы, хотя у меня есть теория, что это намерено, дабы усилить выразительность не только содержанием, но и формой.

Мой словарный запас пополнился как минимум одной идиомой. Спасибо Манну за "сидение на камнях". Весь роман вот о чем. Как раз о "сидении на камнях" - отлучении от счастья, то бишь.

@темы: кадзе - книгофил

16:25 

книжный червяк
Приезжал Джой и показывал, как сделать улитке хорошо, чтобы она выпустила рожки . В окрестном лесу улитками можно целые тропинки выкладывать, так их много, а сам процесс выглядит настолько неприлично, что, проржавшись на пол-леса и снова обретя способность изъясняться человеческим языком, я поинтересовалась, почему, черт возьми, Джой не мог научилить этому какого-нибудь другого ребенка, почему именно моего?!

Прекрасный день

@темы: батальон чудесных людей

радио кадзик

главная