Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:47 

У.Д.А.В. - Уникальная Детская Академия Всемогущества

Nailbuster
Хайль Макс!

Идея тайных школ, колледжей, академий и всяких-разных других учебных заведений, где обычные дети в муках и трудах постигают необычные навыки, вовсе не нова в фантастической литературе (особенно в фэнтези, разумеется), но лишь с выходом на прилавки и экраны похождений достопамятного Гарольда Джеймсовича Поттера эта идея обрела настоящую популярность. Сейчас, благодаря трудам целой армии литераторов, мы легко можем заглянуть как в одну из сотен обычных магических школ, так и в какую-нибудь более экстравагантную - вампирскую, например... О них мы писать не будем, а поговорим лучше о школе для юных суперзлодеев - Уникальной Детской Академии Всемогущества, или просто УДАВ, которую создал бывший труженик западного игростроя Марк Уолден. Вы узнаете о том, почему эту книгу (а точнее, целую серию книг, три из которых уже изданы на русском языке) обязательно стоит читать всем поклонникам злодейской тематики, а почему - стыдливо прятать после прочтения на самые верхние полки и никогда, ни за что, ни в коем случае никому не показывать. В особенности детям. Тем самым детям, вашим и нашим, ради которых она, казалось бы, и написана. Парадокс? Ни разу.


HIVE__remake_plz_by_DemonBunny



У.Д.А.В., А.Т.О.М. и другие...


Главный герой книги - бедный мальчик-детдомовец Отто Мальпенс, наделённый по прихоти судьбы тремя отличительными чертами - белой, как мел, шевелюрой, несравненным талантом изобретателя и, разумеется, истинно рыцарским благородством. Ему бы быть очередным супергероем навроде Железного Человека и сокрушать своим сияющим гением врагов рода людского... но нет, враги рода людского тоже не дураки, и однажды они таки похищают молодого блюстителя справедливости, чтобы поместить в академию У.Д.А.В. (в оригинале H.I.V.E., или У.Л.Е.Й.) и воспитать из него себе подобного. Так, собственно, и начинается серия.


84986047Сперва книга радует. Даже очень. Безымянный остров, затерянный в Тихом океане, тайная база в жерле потухшего вулкана... Харизматичный доктор Нерон и демоничный суперкомпьютер УДАВ, всем на этой базе заправляющие... Молчаливые злые охранники, по поводу и без шмаляющие в невинных студентов парализаторами... О да, в Академии царит до боли узнаваемая атмосфера, как в лучших цитаделях Берлина и Мордора. Типажи главных героев тоже легко узнаваемы - вот молчаливый и таинственный китаец-каратист, вот сурьёзная не по годам девочка-хакер, вот живя и задорная девочка-взломщица... Книга населена персонажами, будто вобравшими в себя самые характерные черты героев и злодеев, безо всяких отягощающих излишеств. Услада для ценителя прекра... эм, ужасного, да и только.


Концепция школы, на регулярной и профессиональной основе готовящей преемников для нынешних сумрачных гениев (не тех, конечно же, что врезаются в небоскрёбы на самолётах, а тех, что роняют на небоскрёбы гигантские метеориты или испепеляют их орбитальным лазером - словом, идеальных злодеев из комиксов) сама по себе интересна - в других произведениях, во всяком случае, вопрос обучения новобранцев не поднимался вообще или поднимался весьма поверхностно. Здешняя же система прописана довольно подробно и даже, не побоюсь этого слова, достоверно - Академия является лишь одним из отделов разветвлённой злой организации под громким именем А.Т.О.М., что означает "Ассоциация Террора, Обмана и Мошенничества" (в оригинале G.L.O.V.E., или П.Е.Р.Ч.А.Т.К.А.), и её задача - тренировать не просто суперзлодеев, а суперзлодеев всецело преданных этому самому АТОМу. Шаг вправо-влево от учебного плана, одобренного правлением - расстрел на месте без суда и следствия.


Главная мысль, которую доктор Нерон, директор Академии, внушает юным студентам - добро не может существовать без зла, и следовательно, причинять бедному человечеству пакости - дело совершенно нормальное и даже полезное. Ну а сами злодеи - это просто люди, не отягощённые совестью, а вместо этого отягощённые талантом и амбициями, которые иначе как преступными путями и не удовлетворишь никак... В общем, идеи не новые, но редкостно здравые и даже смелые для детской книжки. Таким злодеям, о каких рассказывает Нерон, и сопереживать не грех! Жаль только, АТОМ и УДАВ - структуры мало друг с другом соприкасающиеся, и реальность, с которой предстоит столкнуться главным героям, чуть сложнее и одновременно проще, чем читателю могло бы показаться сперва.


Уникальная Детская Энциклопедия Штампов


Как уже говорилось выше, Марк Уолден - писатель не слишком опытный. Начинающий, я бы даже сказал, притом начинающий очень издалека. Его основная профессия - создание спецэффектов для компьютерных игр. Взрывы, погони, перестрелки, невиданные науке технические устройства... Очевидно, именно поэтому "УДАВ" вышел из-под пера мистера Уолдена именно таким, каким он вышел - больше похожим на "попкорновый" блокбастер или бездумную стрелялку-убивалку, чем на нормальную книгу. Конечно же, плюсы есть, но они начинают теряться на фоне минусов где-то в середине первого тома, а к концу третьего о них забываешь, как о хорошем, но неглубоком сне. И всерьёз задумываешься, стоит ли так ждать издания четвёртого.


В первую очередь - штампы, штампы, тысячи их. Вот вы оказываетесь вместе с героями на острове в глубинах океана, наблюдаете за сумасшедшими учёными, графинями-телепатами, говорящими кошками и мыслящими суперкомпьютерами... Сперва у вас создаётся ощущение сродни тому, что вы испытывали при просмотре "Мегамозга": о, какой классный автор, он ухватил самую суть злодейской атрибутики и теперь так грамотно её обыгрывает! Но постепенно, незаметно, словно бы случайно вы начинаете ловить себя совсем на других мыслях: я это всё уже видел, дайте мне уже чего-нибудь новенького. Автор, однако, ваших призывов не слышит и железной рукой скармливает вам полными ложками всё новые и новые образы, проверенные тысячи раз и потому, как он полагает, успешные - вот тёмный силуэт босса АТОМа на экране видеосвязи, вот несгибаемая русская убийца Наталья с двумя катанами и шрамом через всё лицо (просто-таки обожающая "выругиваться по-русски" в критические моменты), вот самолёты-невидимки и, разумеется, вентиляционные шахты! Как же в книге про приключения и опасности без вентиляционных-то шахт? Слава богам, гигантского растения-убийцы мы не уви... о, а вот и оно!


H_I_V_E_-_The_Higher_Institute_of_Villainous_EducationЯзык героев может поразить вас эффектными оборотами и порадовать остроумными метафорами... если вы никогда не смотрели ни одного боевика вообще. Все эти "могло бы быть и лучше", "ты в порядке" и "нет, только не это" мозг уже привык фильтровать, но в тех количествах, в каких они встречаются на страницах "УДАВА", они сперва внушают ужас, а затем попросту утомляют. Когда два персонажа заводят беседу, вы искренне недоумеваете, почему они изъясняются фразами из фильмов вместо того, чтобы говорить по-людски? При этом с авторским языком вообще беда - для взрослых он слишком прост, а для детей, наоборот, чересчур сложен. Мистер Уолден походя бросается фразами вроде "термооптический камуфляж" или "искусственная гравитация силой 1g", очевидно, желая придать своему тексту ещё большую серьёзность и значимость, но в результате вы опять же начинаете подозревать, что это лишь попытка сымитировать эдакую научно-фантастическую атмосферу, где диалоги о неведомом ведутся между третьестепенными персонажами на заднем плане, не вынуждая зрителя засорять себе голову.


С сюжетом в книге не всё так плохо, как с описаниями и диалогами - в первом томе герои пытаются бежать из зловещей Академии, во втором уже вовсю обороняют ставную родной Академию от злодея-предателя Сайфера, ну а в третьей спасают доктора Нерона из плена и покушаются на самого Первого, босса АТОМа. Вроде бы, всё вполне пристойно и даже увлекательно, но... в виде текста производит странное впечатление и не затягивает. Видимо, автор пожалел денег и времени, чтобы написать сценарий, прийти к режиссёру вроде Стивена Спилберга (или, на худой конец, к собственным же работодателям) и продать свою идею профессионалам, чтобы те из неё сделали великолепный в визуальном отношении фильм. Или игру. Или хотя бы комикс. Что-нибудь, от чего никто не потребует глубокого смысла, в чём никто не будет искать подтекста и даже смысла, подо что можно просто расслабиться и посмотреть на дюжину бегающих, падающих, умирающих и оживающих, постоянно кого-то спасающих и что-то защищающих человечков, единственный смысл которых - показать ЗРЕЛИЩЕ. Увы, такое ЗРЕЛИЩЕ текстом не передашь. Во всяком случае, у мистера Уолдена не получилось.


Читать нельзя сжечь. Вердикт


Знаете, я всё-таки верю, что однажды по книге мистера Уолдена снимут фильм, за который будет не стыдно ни тем, кто его, собственно, снимет, ни автору изначальной идеи. И именно в тот момент, когда фильм выйдет на большой экран, "УДАВ" станет тем, чем ему на роду написано было быть... А как книга он, увы, плох - в первую очередь своей вторичностью. Автор изо всех сил попытался погрузить нас в волшебный мир суперзлодеев и их учеников, и где-то у него это даже получилось, но не везде. И то великое множество ярких образов, которыми "УДАВ" явно перенасыщен, можно узреть по одному, по два в десятках других великолепных образчиках самых различных жанров и форм. Короче говоря, детям не стоит читать "УДАВа", чтобы увидеть всё это - пусть лучше смотрят того же самого "Мегамозга", "Гадкого Я" или, на худой конец, старые-добрые американские мультики про бравых супергероев и их зловредных врагов. Целее будут, вы уж поверьте.


P.S. Ах да… Меня могут, чего доброго, спросить, зачем я пишу рецензии на плохие книги, трачу время и силы на всякую ерунду?.. Пожалуй, отвечу так – злодейская тематика не отличается разнообразием и богатством, но даже там есть вещи хорошие и… не очень. И говорить о хороших вещах, не имея под рукой отрицательного примера, сложно. Так что пусть здесь лежит и рассказ об “УДАВе”, кому-нибудь да пригодится.


@темы: Рецензии

Комментарии
2011-06-06 в 21:56 

[hapkom]
Слышим шепот Мортис
я прошу прощения, но где самый мякотный раздел параллелей с сюжетом нашей вселенной?

2011-06-06 в 22:35 

Nailbuster
Хайль Макс!
я прошу прощения, но где самый мякотный раздел параллелей с сюжетом нашей вселенной?
Даже не знаю, пролюбился как-то этот момент. В последующих статьях обязательно будет. Я сам об этом думал, но текст уже был написан и отправлен. Если бы ты знал, как лень всё править после четырёх перепостов вручную.

2011-06-06 в 23:29 

[hapkom]
Слышим шепот Мортис
Даже не знаю, пролюбился как-то этот момент.
очень жаль. просто тема "нельзя на бумаге передать битву двух армий или двух демонов" очень яро обсуждалась нами с фоксом в своё время. А с ними и проблема нелепых диалогов, вторичности и прочего в рамках кмрайтерства. Поэтому можно не обязательно фиксить это везде, но мне было бы интересно услышать твоё мнение.

2011-06-06 в 23:47 

Nailbuster
Хайль Макс!
мне было бы интересно услышать твоё мнение
Касаемо чего - вторичности в рамках КМ? Или ты о чём?

2011-06-06 в 23:54 

[hapkom]
Слышим шепот Мортис
Касаемо чего - вторичности в рамках КМ? Или ты о чём?
ну, скажем так, что-то, что начинается со слов: Вот, книжка про УДАВ несколько вторична, из неё пытались сделать текстовый боевик, а не вышло. Если проводить параллели с сюжетом нашей вселенной, то...

Можно ещё бонусом уточнить, что хорошего может задумка этой книги принести для км, где она может быть реализована, как, или где-то может уже было...

2011-06-07 в 00:03 

Nailbuster
Хайль Макс!
Да, именно этот момент и пролюбился. Хотя мысли, конечно же, есть. О заимствованиях в КМ напишу как-нибудь отдельно. А так мысли были, да.

2011-06-07 в 00:09 

[hapkom]
Слышим шепот Мортис
ну просто это и есть та самая идеологическая линия, которая делает сообщество коалицией, а не просто так. Хотя оба варианта имеют свой шарм

   

Коалиция Максов

главная