«Секреты самогипноза и аутотренинга»

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

В прошлом выпуске шла речь о том, как развивалась методика аутогенной тренировки и о том, как будет подаваться материал по ее освоению и практическому использованию.

В этом выпуске

Почему так много людей начинали, но так и не освоили АТ?

Упражнение-тест на самомотивацию

На складной лодке через океан (история для поднятия «боевого духа»)

Почему так много людей начинали, но так и не освоили АТ?

Процентов 80 из всех, кто занимался и сейчас занимается на моих очных и заочных курсах, пытались самостоятельно освоить АТ. Большая часть бросала через несколько недель так и не получив каких-либо заметных результатов.

В чем же основные причины неудач самостоятельных попыток освоения АТ?

1. Первый «секрет» кроется в самом названии «Аутогенная тренировка». Именно тренировка. А любая тренировка подразумевает, во-первых, регулярность занятий. Это так же, как в занятиях спортом. Невозможно за две недели превратиться из «задохлика» в «атлета», какой бы замечательной системой тренировок вы не пользовались, какие бы уникальные тренажеры, штанги и гантели вы не приобрели. Также и в аутотренинге. Успех закономерно появляется в результате регулярных тренировок, а не потому, что вы узнали какую-то «секретную формулу» или особенно «правильный» способ самовнушения.

Свою отрицательную роль сыграли здесь, конечно, и «трехстраничные» курсы аутотренинга. Это я о статейках в популярных глянцевых (и не очень) журналах, где любят давать советы типа: справиться со стрессом вам поможет аутогенная тренировка. Повторяйте 6 раз … и через некоторое время вы почувствуете… Создается такая иллюзия даже не простоты, а примитивизма. Но, это только до того момента, года человек действительно начинает пробовать освоить АТ. Вот тогда-то и появляется масса вопросов, ответов на которые в журнальчике нет…

2. Часто про аутотренинг пишут, что он тренирует волю и якобы именно с помощью мощных волевых усилий его «адептам» удается управлять внутренними процессами. Это, пожалуй, самое серьезное заблуждение, которое не просто мешает освоению АТ, а делает его практически невозможным. Волевые усилия – это как раз то, от чего надо практически полностью отказаться во время аутотренинга.

Вообще, это самый тонкий момент в ПСР вообще и в аутотренинге, в частности – пассивная концентрация внимания и использование силы слов и образов. В обычной жизни мы привыкли, что саморегуляция – это когда надо «заставить» себя делать что-то такое, что «надо», но «не хочется». При этом, чем больше усилий – тем лучше результат. Но психическая саморегуляция – это способность управлять исходно не произвольными процессами. А они потому и называются исходно не произвольными, что не поддаются волевому контролю. Поэтому, как не напрягайся, согреть руку с помощью волевых усилий не удастся. Скорее, произойдет обратный эффект. Чем больше будет волевых усилий, тем выше будет психическое напряжение и, как следствие, сосуды рук начнут сужаться, температура падать. Часто именно на этом этапе люди и бросают АТ.

В нашем курсе этому вопросу будет уделено максимум внимания. И будет много дополнительных упражнений как раз на развитие именно этого навыка. Кстати, а упражнение из предыдущего выпуска вы выполняли? Обратили внимание, как трудно просто наблюдать, не вмешиваясь в процесс дыхания? Суть этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. Это упражнение — очень хороший способ развивать пассивную концентрацию внимания. Заметьте, что выполнять это упражнение можно практически где угодно. Я настоятельно рекомендую вам использовать это упражнение в ситуациях вынужденного ожидания, в которые мы довольно часто попадаем. Например, в приемной у шефа или пока «грузится» ваш любимый компьютер J. Да полно таких моментов каждый день возникает. И вместо того, чтобы томиться в ожидании, делайте простые упражнения на развитие внимания, которые я буду вам предлагать.

3. Некоторым людям действительно трудно освоить АТ самостоятельно, особенно по классической методике (об этом в прошлом выпуске уже частично говорили). Все люди разные, то, что одним дается легко, другим приходиться упорно осваивать. Но, дело не в том, что одни могут освоить АТ, а другие нет, просто нужен более индивидуальный подход, который, конечно, даже самая хорошая книга не может обеспечить.

Например, такой известный прием из гипноза и самогипноза как «левитация» руки (это когда рука как бы сама поднимается, самопроизвольно; мы это упражнение обязательно будем осваивать, но позже). По «книжке» его обычно могут процентов 20-30 людей освоить. На моих очных тренингах 100% участников осваивают этот прием за 10-15 минут, на заочных – также 100%, но после одной-двух консультаций.

Итак, как я уже выше говорил, основа успеха – регулярные занятия. Но, чтобы регулярно заниматься, должна быть ясная цель – зачем мне это нужно. Самый типичный ответ на вопрос о том, почему человек бросил заниматься является: «Как-то времени нет». Это, конечно, отговорка. Уж 10 минут в день всегда можно найти если хочешь. Особенно занятно это слышать от заядлых курильщиков, которые несколько часов в день проводят в «перекурах», на которые легко находят время. Так что без серьезной мотивации трудно рассчитывать на успех.

Но, есть и хорошая новость по этому поводу. Основные трудности с регулярностью занятий возникают в первые месяц-полтора. Потом, это входит в привычку, да и результаты реальные появляются. Мне, например, не нужно напоминать себе, что надо АТ позаниматься. Я просто использую его для различных целей, которые возникаю практически каждый день. Например, отдохнуть или настроиться на конкретную работу (да, и перед тем, как писать очередной выпуск рассылки я тоже использую АТ, чтобы писалось «легко и свободно»J).

Ставим цели!

В общем, надо вам, дорогие читатели всерьез задуматься над тем, чего вы хотите достичь в жизни вообще и с помощью АТ, в частности. Это, кстати, одно из самых важных подготовительных упражнений этого курса. Только отнеситесь к этому серьезно и выделите достаточно времени. А теперь, самое главное. Обязательно запишите свои цели и постарайтесь быть максимально конкретными. Вообще, у нас будет еще отдельная тема по целеполаганию, но это позже. Сейчас, основная задача этого упражнения – создать сильную мотивацию, которая поможет вам регулярно заниматься.

В Америке проводилось исследование, о том, на сколько важно иметь четкие жизненные цели. Например, оказалось, что среди учащихся одного колледжа только 5% имели четкие (и главное прописанные на бумаге) цели. Через несколько лет (не помню уже точно через сколько лет проверяли) эти 5% зарабатывали больше чем остальные 95 вместе взятые.

Можно сказать, что это упражнение – тест на серьезность намерений. Кто реально проделает его (т.е. письменно) имеет и самые реальные шансы на успех. Я проводил исследование похожее на то, что описано выше, но в приложении к АТ. На своих очных тренингах я тоже даю такое задание: «записать все цели, которые вы хотите достичь с помощью АТ». Самое интересно, что когда люди просматривают свои записи месяца через 3 (примерно столько и курс длиться), оказывается, что многое из того, что они хотели – как-то само реализовалось. Но, такое бывает, как правило, только у тех, кто потрудился все свои «хотелки» действительно хорошо осмыслить и записать. Здесь нет ни какого чуда. Просто, таким образом, вы формируете мощную установку, которая воспринимается подсознанием примерно так: «Это цели, которые я достигну, занимаясь АТ и каждый раз, когда я выполняю упражнения аутотренинга, это способствует достижению этих целей». А то, что эти цели записаны на бумаге, придает им больший вес с точки зрения подсознания. Ведь не даром, все серьезные договоренности принято оформлять письменно, а в нашей культуре вообще к бумагам большое уважение (без бумажки ты…J).

Несколько слов о том, как писать. Еще раз повторяю, что на этом этапе важнее, что вы вообще это проделаете. Все же несколько общих замечаний. Общеизвестно, что писать надо о том, что хочешь получить, а не о том, чего не хочешь. Т.е., вместо «не болеть» — «быть здоровым». Но «быть здоровым» — слишком общее понятие. Задавайте себе побольше вопросов типа: «А что для меня значит быть здоровым? А как я себя при этом буду чувствовать, как другие люди будут тогда ко мне относиться и т.д.». Отвечая себе на подобные вопросы, в итоге, вы можете придти к более личному определению, например, такому: «хочу «зажигать» до 100 лет, а потом решу что дальше делать J». Ну, и аналогично по другим целям.

Кто будет проделывать это упражнение, могут заметить, что периодически будет желание вернуться к записям и что-то там изменить или дополнить. Это совершенно естественно и говорит о том, что подсознание ваше уже включилось в процесс и запущен бессознательный поиск. Поэтому обязательно поощряйте такие порывы. Берите свои записи, перечитывайте, исправляйте, дополняйте.

А сейчас, чтобы поддержать ваш «боевой дух» расскажу о человеке, который очень наглядно показал возможности аутотренинга и силу серьезной мотивации. А, впрочем, пусть он сам вам расскажет…

На складной лодке через океан. Ханнес Линдеман. Из книги «Аутогенная тренировка»

ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЕБЕ

Работая в 1952 году в Касабланке, я познакомился со своим французским коллегой Аленом Бомбаром, который решил в качестве „добровольной жертвы кораблекрушения» пересечь Атлантический океан на надувной лодке без каких бы то ни было продуктов и без запасов питьевой воды. Среди прочего он пропагандировал очень опасный тезис: потерпевшие кораблекрушение могут пить морскую воду.

Так как никто в то время не возразил против этой смертельно опасной теории, я как врач и яхтсмен был вынужден опровергнуть ее путем эксперимента на самом себе. Под парусом я начал ходить еще в годы учебы в школе в Ратцебурге, а позднее в одиночку совершал плавания в Атлантическом океане.

Речь при этом шла не только об использовании морской воды. Меня занимали и другие проблемы, возникающие перед потерпевшими кораблекрушение, например, проблема питания, проблема поддержания физического здоровья и избежания опасностей, связанных с пребыванием в открытом море. Меры безопасности для экипажей и пассажиров судов были в то время недостаточны. Это было мне хорошо известно от многих морских путешественников.

Для плавания я избрал западно-африканскую долбленую лодку „кру», так как работал в это время в Либерии. В этой ореховой скорлупке я в 1955 году за 65 дней переплыл океан и добрался до своей конечной цели — острова Таити. Разумеется, я был рад, что добрался туда целым и невредимым, но чем больше проходило времени, тем большее недовольство ощущал. Хотя я приобрел важный опыт выживания в открытом море, мне не удалось справиться с психическими проблемами, связанными с подобным плаванием. Я тщательно подготовился к нему в физическом, техническом и навигационном, но не в психическом плане. Из-за этого попал в крайне опасную кризисную ситуацию, которая могла закончиться печально. Я знал, что большинство потерпевших кораблекрушение погибают скорее от паники, страха и отчаяния, чем из-за физических тягот, что психика, как правило, отказывает быстрее, чем тело. И меня заинтересовал вопрос, каким образом можно повлиять на психику и даже сделать ее своим союзником. Ответом был аутотренинг. Он должен был стать моим „тайным оружием».

Поэтому к удивлению многих я решил предпринять новое плавание. Не имело смысла совершать его в такой же лодке. Необходимо было выбрать еще меньшее судно. На рынке я нашел только одно: обычную складную байдарку. На этом самом маленьком суденышке, которое до сегодняшнего дня (1999 года) пересекло Атлантический океан, я начал свое рискованное предприятие.

НА СКЛАДНОЙ ЛОДКЕ
ЧЕРЕЗ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

Опыт, приобретенный во время первого плавания, помог мне переделать и усилить абсолютно не приспособленную для моря лодку, чтобы существенно повысить свои шансы благополучно пережить это приключение. Теперь нужно было заняться собой.

Для меня было важно осуществить свой план втайне от общественности. За исключением нескольких друзей, об этом не знал никто, даже мои родители. К тому же, в то время я был не женат. Все расходы по путешествию оплатил сам до последней копейки. Все это давало мне свободу в принятии решений, которая делала меня независимым и наполняла силами. Для прохождения всей программы физической и психической подготовки потребовалось немалое насилие над собой. Все мои предшественники заплатили за подобное рискованное предприятие жизнью.

Каждый, кто пускается в такие приключения, должен представлять границы своих возможностей. Он должен знать пределы выносливости своего тела и лодки. Второй предпосылкой была для меня вера, причем в двояком смысле. Твердая вера в удачу — первый шаг к ее претворению в жизнь. Это относится к любому предприятию. Кроме того, позитивное мышление успокаивает и приводит к разрядке. Вера придает силы. Но я считал, что религиозной веры и молитв для этого недостаточно. Мне нужно было нечто большее — активная помощь подсознания, целенаправленная терапия против ожидаемого состояния слабости. Здесь мне должен был помочь аутотренинг.

Я СПРАВЛЮСЬ!

Поскольку я уже овладел аутотренингом, то лишь за шесть месяцев до начала путешествия начал внедрять в глубинные пласты своей психики первую „формулу цели», как называет Шульц формулы самовнушения: „Я справлюсь!» Когда вечером засыпал во время тренинга, последней моей мыслью было: „Я справлюсь!» И утром я первым делом сосредоточивался на этой мысли. В течение дня до обеда проводил еще одну обычную тренировку.

Однако любая формула внушения устроена таким образом, что ее постоянно надо повторять и между тренировками: при ходьбе, сидя, во время еды, при любой подходящей и неподходящей возможности. Надо жить целью, идентифицировать себя с ней, чтобы она стала второй натурой и чтобы каждая клетка тела была наполнена ею: „Я справлюсь!» Формула становится девизом жизни. Прожив примерно три недели с этой формулой, я „осознал», что смогу пережить это плавание. Постоянно пытался активизировать неосознанные глубины своей души, чтобы даже во сне получать ответ на свои вопросы: „Оправдано ли это путешествие с моральной точки зрения? Вернусь ли я живым?» Ответом было „чувство космической безопасности», всеобъемлющей уверенности в себе, очень схожее с религиозной верой, а может быть даже и идентичное с ней. Лишь целиком проникшись этим чувством, я принял окончательное решение пуститься в путешествие.

Во время плавания эта формула возникала во мне автоматически, когда необходимо было преодолевать кризисы. Особенно, когда байдарка перевернулась в первый раз, меня буквально потрясло возникновение из тьмы формулы „Я справлюсь!»
Мне пришлось усвоить для себя еще две формулы цели, о чем можно прочесть в книге „В одиночку через океан». С их помощью я настолько подготовился к ожидавшимся галлюцинациям, что, когда они появлялись, мое сознание немедленно приобретало полную ясность.

Эти формулы служили мне психологической опорой в самые опасные часы плавания, особенно тогда, когда на пятьдесят седьмой день лодка вновь опрокинулась и мне пришлось провести долгую штормовую ночь на скользком днище, прежде чем на рассвете я смог перевернуть ее.

Насколько глубоко могут закрепиться в подсознании подобные формулы цели, показывает следующий эпизод.

КУРС „ВЕСТ»

Моей четвертой главной формулой было: «Курс „вест»». При малейшем отклонении от западного направления она автоматически всплывала в мозгу. Для того, чтобы очнуться от видений, вызванных постоянным недосыпанием, мне вовсе не требовалось, чтобы волна захлестнула лодку.

Последние восемнадцать дней дул сильный пассат. Недосыпание становилось невыносимым. Иллюзорные представления могли привести к ошибочным решениям и действиям. И посреди шторма я часто слышал, как пробегающие мимо валы шипели мне: „Вессст». В мозгу сразу же просыпалась формула: «Курс „вест»». Потом из глубины сознания возникли галлюцинации. Однажды я увидел африканца, с которым вступил в иллюзорную беседу: „Куда мы плывем?» — „К моему хозяину». — „Где живет твой хозяин?» — „На Западе», — ответил чернокожий. Слово „запад» тут же пробудило меня, я взглянул на компас и скорректировал курс.

Этот пример доказывает, что формулы цели могут бороться даже с галлюцинациями. Это было новостью для медицины. Оказывается, формулы цели могут оказывать такое же сильное влияние, как и постгипнотическое внушение.
Еще ни один человек не готовился к путешествию столь изобретательно. Я в то время тоже не знал еще, как проявят себя формулы цели посреди моря. Но именно из этого примера видно, какую помощь они могут оказать при необходимости. Этот эксперимент на самом себе показал, что в случаях, когда речь идет о выживании, необходимо в порядке профилактики применять аутотренинг.

В период расслабления при аутогенной тренировке каждый может внушить себе подобные формулы. Даже повседневная жизнь несет с собой немало ситуаций, где они могут помочь. И уж во всяком случае, каждый может использовать их для совершенствования своих личных качеств.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛОДКЕ

Тренировка по методу Шульца может проводиться где угодно, даже в крохотной байдарке. Как и любой спортсмен, я, разумеется, по несколько раз в день тренировался и во время плавания. Это было просто необходимо. Представьте только себе: 72 дня в сидячем положении, днем и ночью. От постоянного сидения должны были появиться язвы. Поэтому я регулярно, особенно во время шторма внушал себе ощущение тепла в: области ягодиц. Это самое легкое упражнение в аутотренинге.

Таким образом моя „корма» оказалась избавленной от язв, вызванных длительным сидением и соленой водой. Но этому были и другие причины. Тот, кто умеет расслабляться в ходе аутотренинга, экономит силы и калории. Он живет экономичнее, чем „зажатый» человек. Глубокое расслабление придает ощущение комфорта. Тот, кто умеет правильно расслабляться, забывает о своих природных страхах. Уменьшается потребность во сне, дискомфорт от неудобной позы. Человек сидит так свободно, что утомление от сидения приходит значительно позже.

И при плавании под парусом, и во время аутотренинга, и даже во сне ноги должны были управлять рулевыми тросами. Новичку не удастся одновременно рулить и заниматься аутогенной тренировкой. Для опытного человека все это совершенно естественно. У него все превращается в рефлексы, в приобретенные реакции.

Аутотренинг поднимал мое настроение перед плаванием, во время мучительного путешествия снимал и прогонял страхи, заботы, боли и некоторые другие неприятности и помог мне в некоторой степени преодолеть самую тяжелую проблему во время плавания — проблему сна. Практически лишь благодаря ему это путешествие стало возможным. Ему я обязан тем, что благополучно добрался до противоположного берега. И все же, как бы хорошо вы ни владели аутотренингом, есть вещи, которых с его помощью не добиться. Поэтому всегда имеет смысл работать совместно с врачом. Он поможет найти новые пути и предостеречь от тупиков и избежать трудностей. Если молодые люди стремятся к подобным „невероятным» приключениям, они всегда должны помнить: байдарки не предназначены для моря. Это доказало мое путешествие. Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное. Выжил только один. Благодаря аутогенной тренировке.

Вот на такой оптимистичной ноте и закончу этот выпуск. Не забудьте выполнить «домашнее задание»!

До следующей недели!