Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:54 

Better Call Saul

Осеннее равноденствие
Я знаю, о чём говорит гранит, о чём толкует топот копыт, как олово лить, как молоко кипятить, я знаю — во мне снова слово болит. ©
По вполне понятным причинам я не смотрю юридические драмы. А также юридические комедии, мелодрамы, ситкомы и что там ещё может быть. Естественно, в любом детективе, боевике, шпионском фильме и т.д. есть legal question, но его можно игнорировать также, как мы игнорируем то, что персонажи не закрывают за собой дверь, когда заходят в дом, просыпаются накрашенными и практически всегда ударом по голове можно вырубить человека на столько, сколько удобно для сюжета.

Я не могу точно объяснить, почему я сломалась на «Better Call Saul» и нарушила свой негласный принцип. Возможно, потому что я уже заочно знала, что это прекрасный сериал. А, вероятней всего, виноват этот чёртов Альбукерке. Да, эта богом забытая пустошь, «бездушный радиоактивный жуткий пейзаж Джорджии О'Киф».

Есть во втором сезоне такой момент, когда глава топовой юридической фирмы приглашает Ким Векслер на обед, чтобы сделать предложение о трудоустройстве с перспективой партнерства. И, как это положено, заходит к вопросу не прямо, а доверительно затирая многозначительную историю из прошлого. Вполне банальную, к слову. Он говорит: «Через год после окончания института я работал в Бостоне. И мне дали первое большое дело о дискриминации на работе. Это дело приносило деньги целые десять лет. В общем, мы заполучили этого монстра. Я узнаю, что буду помогать партнеру на предварительном слушании. И я думаю: "Вот он. Это решающий момент моей карьеры". И вот приближается день слушания. Я даже купил новый дорогой костюм, заплатив тремя кредитками. Я, наверно, до сих пор плачу за него. И с утра пораньше я иду в суд. Я в новом костюме, готовлю стол, и заходит адвокат противной стороны. Их четверо. Один старший партнер и три адвоката высшего уровня. Эти люди выступали в суде больше, чем я жил. Но я думаю: "Я знаю свое дело. И мой босс скоро придет. Все будет хорошо". И я сижу один за своим столом, жду, когда придет босс. И я жду. И жду. И тут они открывают заседание. И я понимаю, что из моей фирмы никто не придет. Я один.»

(К слову о сценарных ограничениях на объем монологов – срали они на эти тупые ограничения, и правильно сделали. Короткие реплики с повествованием через «и… и… и…» создают такой удобный «актерский» текст, который смотрится выразительно. Хотя там добрых 3 страницы чистого трёпа).

Что так и случится – новичка бросят, - было мне ясно с первых слов, ну классическая же ситуация. Единственное, что мне было неясно, почему я начала плакать. Любой, кто меня знает, знает также, что я страдаю комплексом жертвы. Даже я это знаю, и любые ситуации острой жалости к себе пресекаю в зародыше. Но эта история имеет мало общего со мной. Так меня не подставляли. Да и есть в сериале герои, чьи драмы, в отличии от былых бед второстепенного юридического воротилы, меня по-настоящему интересуют.

Но у меня есть то, что в целом можно считать проблемой, а на самом деле это просто жесточайшее и многолетние наслоение предубеждений, с которыми я не хочу бороться, суждений, в которых я не отступлю. Они простые и распространённые. Про профессию поедания мертвичины, чья суть - тлетворное наслоение на самых гнилостных социальных отношениях, и где любые благородные мотивы и побуждения – изнурительная слабоумная иллюзия. Про контекст работы, который диктует мировосприятие и искажает личность до самых глубин, и так далее и тому подобное. Не думаю, что создатели сериала разделяют мою позицию. Но в любом хорошем произведении истина сама проступает через основной текст.

Минуты с пятой сериала, на моменте, где Сол дрожит от смеси страха, что клиент ускользнет и страстного желания заполучить этого клиента, у меня аж кости от гнева начали трещать. Я много лет до краев полна яростью, нетерпимостью и полной категоричностью. Выгодная сделка с прокурором? Чёрные козыри во время переговоров? Убедить суд присяжных красочным перфомансом? О, я котёл ненависти, я хочу, чтобы весь мир понимал, что не принудительное вакцинирование, не нефтяные компании, не военные блоки – царство зла, а юридическая профессия

Тем временем он продолжает: «И я встаю и бьюсь за дело, как если бы моя жизнь зависела от этого. Я потею, я цитирую законы налево и направо. И я делаю это довольно неплохо. Но я пневматическое оружие по сравнению с этими гаубицами. И, конечно, я проигрываю. Это было неизбежно. Но позже до меня дошло, что мой босс и не намеревался прийти. И они все смеялись над этим. Меня похлопали по плечу, сказав, что это было испытанием. И я смеялся с ними. Но знаете, это так и не дало мне покоя. Ты хочешь, чтобы они поддерживали тебя. Потому что это было не для того, чтобы я доказал свою смелость. Мой босс не хотел пропустить игру в гольф.»

Я думаю, вот оно, объяснение. Вот почему сериал прекрасный, а я просто начинаю идти дальше. Любое произведение про профессию, на самом деле - про людей в ней, а если хорошее – то людей вообще. Подлость, беспринципность, лицемерие, безразличие – это просто человеческие качества. Так вышло, что я была в мире, где они часть профессионального стандарта личности. Возможно не только они. Можно ли тоже самое сказать про сферу образования, аудита, медицины, айти? Сомневаюсь. Может быть. Но это не важно.

Важно то, что я тихонько проживаю свой травматический опыт. Который во многом не сравним с изощренными, но очень органичными испытаниями, отвешенными на долю каждого персонажа. У меня не было такой же изнурительно несчастливой карьеры, у меня было много прекрасных эпизодов (но все они ни на секунду не связаны с профессиональными задачами), а ещё больше – невероятно абсурдных. В «Лучше звоните Солу» тоже есть своя доля заводного абсурда, но в совершенно другом поле – характеров и отношений, а не кафкианской юридической процедуры. Специфика правовой системы.

Мой неожиданный и очень личный успех состоит в том, что главный герой, который выбрал эту стезю осознанно (что, по идее, должно было вычеркнуть его из списка человеческих созданий в моем мире) вызвал у меня острейшее сопереживание и симпатию. Боб Оденкёрк талантливый актёр, а Джимми Макгилл неоднозначный, но харизматичный персонаж.

Смешно сейчас думать, что я хотела изначально написать о том, какая замечательная, тонкая и умная драматургия в этом сериале, даже процитировать некоторые выразительные бессловесные сцены, идеальный образец «покажи действием, а не описывай диалогом». Потому что, несмотря на хорошо подогнанную архитектуру серий, стратегическое использование флешбеков, респондирование сцен, объем персонажей, логику повествования, развешенные клифхангеры и непредсказуемость ряда сюжетных поворотов - и это в таком лаконичном сеттинге! - я, на самом деле, просто шарманка с одной мелодией. Выдыхаю.


@темы: Ночь Святого Иво

URL
Комментарии
2016-05-07 в 13:43 

Весенний Туман
замначальника департамента глюков и монстров
Я так редко что-либо смотрю, и всё равно читаю всё, что ты пишешь. Интересно.

2016-05-07 в 13:54 

Весенний Туман
замначальника департамента глюков и монстров
Я так редко что-либо смотрю, и всё равно читаю всё, что ты пишешь. Интересно.

2016-05-07 в 17:40 

chibi-zoisy
Never been all righter
Согласна. Это про людей - причем как они систематически делают друг другу больно по разным причинам. Каждая профессия - про врачей, учителей и военных точно скажу - накладывает определенные профдеформации, это факт.

2016-05-07 в 17:40 

chibi-zoisy
Never been all righter
Согласна. Это про людей - причем как они систематически делают друг другу больно по разным причинам. Каждая профессия - про врачей, учителей и военных точно скажу - накладывает определенные профдеформации, это факт.

   

Тростниковые пруды

главная