Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
00:40 

Абель Поссе

Осеннее равноденствие
Я знаю, о чём говорит гранит, о чём толкует топот копыт, как олово лить, как молоко кипятить, я знаю — во мне снова слово болит. ©
Пятница и "Райские псы" Абеля Поссе.

"В латиноамериканском романе поэтические, фантастические, барочные и сюрреалистические элементы — не эстетические украшения. Без них нельзя освоить нашу действительность. Нам стали узки имманентные категории европейского романа. Я никогда не забуду, как Алехо Карпентьер на какой-то конференции рассказывал итальянским критикам и литературоведам, что в американской сельве или в Андах никто никогда не скажет, будто самый короткий путь от одного пункта до другого — прямая линия. То же происходит и в нашей литературе. Приблизиться к нашей действительности можно только с помощью эллипса, арабески, барокко, дерзкой фантазии. Именно наша повседневность заставила нас обратиться к магическому реализму, а не преходящая эстетическая мода."

Поссе начинает с агонии задыхающегося в бессилии западного мира, лишенного небесного эроса, потом заводит имперские обороты стихии чистых начал, сила огненного логоса рождает войну, инквизицию, монархию и, в завершение, стихийно высвободившая темная анима, земная душа, плотоядно поглощает Рай... Это темы - зарождение испанской империи, брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского и, на удивление, самая затронувшая меня часть книги - экспедиция Христофора Колумба. У Абеля Поссе открытие Америки приобретает совершенно мистический, трансцендентный характер, потому что он манифестирует секту искателей Рая, и Колумб - тайный иудей, плывет за своей землей обетованной, проницая время и пространство, обретая свой вневременной Райский Сад.

Почему то в рунете совершенно нет рецензий на "Райских псов". Есть много отзывов о тексте и стилистике романа, внешне фонтанирующей фантасмагориями и мистификациями, но очень мало разговоров о столбах идей каждой из частей-стихий. Например, африканская инициация Колумба (затрудняюсь описать в правильной терминологии этот визит к Церцее - было ли это преодоление комплекса кастрации или это было слияние анимы и анимуса перед восхождением). Открытие Европы империей ацтеков, уверовавшей, что их солнце умирает, освящение союза с кардиналом Борджиа и рождение имперско-католической церкви, носитель идеологического переворота - Ульрих Ницш и, наверное, самая грустная и печальная часть - высадка первых европейцев в Америке. Эта невозможность рая, физическая и метафизическая невыносимость блаженства и страшное проклятье механизма созидания - главного источника несчастий и радостей европейского человека - вдруг объясняют всю печальную историю цивилизаций.

Из предисловия Поссе: "В романе повествуется о столкновении двух космовидений: европейского — монотеистического, подчиненного идее «грехопадения и покаяния», и американского — гелиологического, языческого, безоружного перед лицом невротической активности (то есть формы, в которой практически выражается поведение человека европейской цивилизации)."


Вообще, это умный и проницательный писатель, его работа с национальными самосознаниями происходит на уровне коллективного бессознательного и, в итоге, роман говорит не о событиях (изумительно переплетенных, симметричных, наделенных причинно-следственными связями), а о корнях и подоплеках мировосприятия на эпохи веред. Он описывает цикл: от зарождения к смерти, от восхождения к краху - и переносит его на историческую реальность Латинской Америки, демонстрируя метафизические принципы её существования. Для Поссе история явная (династический брак Изабеллы и Фердинада, например) — поле для конструирования подлинных тем и предпосылок, крепко замешанных на классическом психоанализе: "Война тел, война двух полов — она-то, по правде говоря, и легла в фундамент современного Запада и предопределила все ужасы, с ним связанные."

И ещё, мне казалось неясным, что есть эти райские псы - "носители идеи пассивного бунта", проводники в мир Всеобщего. Но, сейчас я думаю, что в романе и не надо больших объяснений, чем те три строки. Ведь это вместилища несчастной человечьей души, что скитаются от Мексики до Патагонии - в поисках Рая.

URL
Комментарии
2014-10-05 в 13:55 

hound
"NEC ASPERA TERRENT"
Прекрасная вещь. И сама по себе, и как наглядный образец сути этого самого "магического реализма".

2014-10-05 в 20:54 

Осеннее равноденствие
Я знаю, о чём говорит гранит, о чём толкует топот копыт, как олово лить, как молоко кипятить, я знаю — во мне снова слово болит. ©
hound, полностью согласна) :friend:

URL
   

Тростниковые пруды

главная