10:08 

Sagrada Familia. История одного долгостроя

Taho
just for lulz...
Автор Роман Наумов



Путешествовал однажды по Италии продавец книг Хосеп Мария Бокабейя, и в городе Лорето приглянулась ему часовня, посвященная Святому Семейству. Мог ли он тогда подумать, что идея построить нечто подобное у себя дома превратится в долгострой длительностью в полторы сотни лет и станет одним из самых величественных и известных религиозных сооружений на планете еще до завершения строительства? Вряд ли. Но все так и произошло и Бокабейя, духовный наставник организации Паломники святого Иосифа, сделал первый шаг в этом эпике.

Прошло еще почти десять лет, пока идея переросла в дело. Церковь было решено строить на пожертвования прихожан и это частично объясняет длительное строительство, ведь настоящие инвесторы появились лишь сравнительно недавно. Так что в 1881 году на деньги пожелавшей остаться неизвестной дамы (а зря, сейчас могла бы быть очень знаменитой) удалось купить участок земли в скромном квартале Баррио-дель-Поблет, далеко от центра города. А в 19 марта 1882 епископ Барселоны в торжественной обстановке заложил первый камень.

Встречаются забавные рассказы о том, что было два архитектора, соревнующиеся за право взять проект в свои руки, но он достался Гауди. Авторы сего просто взяли имя первого архитектора, которое полностью звучит как Francisco de Paula del Villar y Lozano, разделили его пополам, благо количество слов позволяет, и так их стало двое. На самом деле все проще. Франсиско дель Вильяру принадлежал первый проект церкви Саграда Фамилия, которая планировалась в неоготическом стиле. Доверия Франсиско не взыскал и через год на сцену выходит молодой эксцентричный архитектор Антонио Гауди, который полностью переделывает проект, а еще через год, в 1884, становится официально главным архитектором храма Святого Семейства.

Эта стройка, которая и сейчас стройкой и является, стала для Гауди и домом и жизнью. 43 года он работал и жил здесь, до самой смерти, когда в 1926 году недалеко от церкви его сбивает трамвай. За это время архитектор успевает сделать лишь одни фасад и одну колокольню из восемнадцати. "Мой заказчик - Бог, и он не торопится", сказал Антонио и, например, на несколько лет уходит в изучение акустики, чтобы спроектировать систему колоколов, часть из которых приводится в движение людьми, а часть ветром. Общих планов и схем нет - большинство идей архитектор держит в голове, оставляя только наброски и рисунки. Иногда уже в ходе постройки идея развивалась или менялась, что-то переделывалось, а что-то достраивалось. Легко ли в такой ситуации продолжить дело Гауди? Он, конечно, понимал, что стройка его переживет, но сознательно не делал подробных чертежей, чтобы его последователи смогли сами создавать, вдохновляясь тем, что уже сделано.

После себя Антонио Гауди оставил только общее виденье храма. Он должен состоять из трех основных фасадов, оформленных на библейскую тематику: фасад Рождества, который создал сам Гауди, фасад Страстей, который он отложил на потом, чтобы сразу не шокировать людей жесткостью скульптурных изображений распятия Христа, и фасад Воскресения, смотрящий в сторону моря, который на данный момент еще не существует. Каждый из фасадов имеет по четыре колокольни, которые суммарно символизируют двенадцать апостолов. Еще четыре более высоких башни - евангелистов, одна - Деву Марию. И самая высокая, высотой целых 170 метров (для сравнения, уже построенные башни имеют высоту около 100м) с четырехруким крестом на вершине посвящена Иисусу Христу. Общая концепция храма - это Библия в камне, изображенная в виде органической архитектуры. Другими словами, весь внешний облик здания представляет собой библейские сюжеты со скульптурами в натуральную величину и с декорированием в виде животных и растений, а так же тексты из Библии на разных языках. Внутри же здание должно напоминать лес с деревьями-колоннами, сквозь кроны которых пробивается свет.

С 1926 года пост главного архитектора занимает соратник Гауди Доменек Сугранес, который работал с ним с 1902 года. А в 1936 году гражданская война приостанавливает строительство. Продолжено оно было только в 50-х годах. Фасад страстей создал известный скульптор Иосиф Мария Субиракс со свойственным ему кубизмом в изображении людей. Несмотря на трудности и даже неоднократные призывы прекратить строительство и оставить только то, что сделал Гауди, работы продолжаются и сейчас в нем задействованы несколько архитекторов со всего мира, с 80-х годов производится компьютерное проектирование, привлекаются инвесторы и даже известен год планового окончания стройки - 2026.

144 года! Но, на самом деле, мало кто верит в такой расклад. Сейчас строительство завершено на 65%, грубо говоря, на две трети. За десять с небольшим лет нужно построить фасад Воскресения, который станет главным входом в храм, четыре колокольни к нему и еще шесть самых высоких башен. А еще скульптуры, интерьер, коммуникации, проводки там всякие, интернет, обои поклеить и прочие необходимости. Но и это еще не все. За время вялого строительства в средине XX века рядом с храмом выросли жилые кварталы, и ближайшие дома находятся прямо через дорогу от главного входа. Если вы смотрели на карту Барселоны, то обратили внимание, что центральная часть города представляет собой квадраты - такие себе огромные пятнашки. Так вот, один из этих квадратиков попросту уберут. Сказать легко, а сделать сложно. Переселение жильцов заберет очень много времени и, конечно же, очень много денег. Под снос пойдет даже фирменный магазин FCB, а вы же знаете, как каталонцы любят своих футболистов и все, что с ними связано.

В общем, дело долгое. Но уже сейчас Искупительный храм Святого Семейства привлекает миллионы туристов и давно стал главным символом Барселоны. С 2010 года, после освящения храма Папой Римским, в нем ведутся богослужения. Огромные очереди туристов выстраиваются, чтобы заплатить 20 евро и попасть внутрь. Множество туристических групп ездят и ходят вокруг здания, магазины и торгаши продают сувениры, в общем, движение нешуточное. Так что храму быть и завершению строительства уже вряд ли что-то помешает. Вопрос только в сроках. Что ж, наберемся терпения и подождем.



На фотографии выше довольно грубый набросок, на котором я показал каким в итоге увидят туристы храм Святого Семейства. Но существует также прекрасное видео, на котором трехмерно показаны этапы строительства и готовый вид.

Фасад Рождества, созданный лично Антонио Гауди - единственный в мире фасад, внешняя часть которого, объявлена Юнеско всемирным достоянием человечества. Глядя на храм, создается впечатление, что весь он намыт из песка одной сплошной массой. На титульном и нижеследующем фото можно лучше рассмотреть детализацию.






Более новые части здания отличаются от обветренных и темных камней столетней давности.






Общий вид фасада Страстей Христовых


Стиль скульптуры заметно меняется. Обратите внимание на сцену сопровождения Христа к месту распятия (внизу справа). За процессией наблюдает бородатый мужчина - это скульптурное изображение самого Антонио Гауди, которое Субиракс решил добавить как дань уважения архитектору.




Жилые дома подобрались вплотную к церкви.


Фасад Воскресения Господнего. Пока что выглядит как офисное здание, внешней части еще нету.


А вот эти дома пойдут под снос.




И в заключение вид на Барселону с высоты холма Монжуик. Самая высокая точка храма будет лишь чуть-чуть ниже самой высокой горы в Барселоне. Антонио Гауди был уверен, что созданное человеком не может быть выше того, что создал Бог. Сложно представить себе масштаб строительства и высоту башен, если бы он не был настолько набожным человеком.


(c)

@темы: картинкоспам, интересности, архитектура

URL
Комментарии
2015-08-01 в 22:43 

-Colibri-
Колобок треугольной формы (с)
Удивительно, что его всё ещё продолжают стоить!

2015-08-02 в 15:52 

galax_om
...и посмотрим, что будет..
была там, - дивное зрелище...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Sol omnibus lucet

главная