18:26 

МиГ-29 (9-12) против F-16C/D Block 52M: взгляд из Польши

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Источник
Перевел warwik

UPD: Исправлены мелкие косяки перевода и добавлены комментарии к неточным данным.

Перевод статьи Polskie MiG-29 vs polskie F-16

Соотношение сил

2 МИГ-29 против 2 F-16, 4 МИГ-29 против 4 F-16, 2 МИГ-29 против 1 F-16, 1 МИГ-29 против 2 F-16.

Самолёты МИГ-29 9-13 выпуска середины 80х.*

* Единственная страна за пределами бывшего СССР имеющая на вооружении МиГ-29 9-13 - это КНДР. ВВС Польши имеют модификации 9-12, которые несколько отличаются БРЭО из-за разницы в комплектации самолетов для ВВС ПНР и ГДР. МиГ-29 в ГДР поставлены в 1988 году.

F-16 C/D Block 52M+ 2006 года выпуска.*

* Тут тоже некоторая путаница. Официально польские F-16 относятся к модификации Block 52M, которая почти в точности повторяет Block 52+.

Пилоты

На МИГ-29 - не слишком опытные польские пилоты, 3 года летающие на бывших немецких МИГ-29. Очевидно, не хотелось имитировать воздушный бой с опытными пилотами польских МИГ-29, летающими в другой эскадрилье, поскольку это было бы несправедливо по отношению к малоопытным пилотам польских F-16.
Польские пилоты, эксплуатирующие F-16 всего несколько месяцев, и американские инструкторы с налётом в несколько тысяч часов.

Высота

5000 метров.

Учебные бои завершились с ничейным результатом что, учитывая очень старую версию МИГ-29 используемую в польской авиации, очень хорошо характеризует этот самолёт.*

* "ГДРовские" МиГ-29 хотя и относились к серии 9-12 тем не менее обладали наиболее совершенным комплексом БРЭО в сравнении с другими экспортными модификациями. К тому же не совсем правильно говорить о неопытности пилотов этих истребителей - поставки осуществлялись в 2003-2004 годах, автор отмечает, что опыт эксплуатации составляет три года. Либо у поляков проблемы с топливом, либо МиГ-29 изношены, а запчастей не хватает.

Сейчас опишу всё это своими словами, исходя из того, что нашёл на военных форумах.

Заметность самолётов

Миг-29 гораздо более заметен в воздухе, по причине вырывающихся из двигателей клубов чёрного дыма, которые появляются при включении форсажных камер. Форсажная камера (Afterburner) - это устройство в двигателе самолёта, при включении которого резко увеличивается скорость, а самолёт сжигает огромное количество топлива.
Пилоты МИГ-29 докладывали, что большой проблемой для них было визуальное обнаружение F-16, с их малодымными двигателями, а ситуацию дополнительно усложнял эффективный камуфляж польских F-16.*

* По поводу дыма следует заметить, что из желания сэкономить для МиГ-29 имелись и имеются два типа форсажных камер: для военного и мирного времени. Дымит "мирная", но она экономит ресурс двигателя. За достоверность не поручусь, инфа от пилота ВВС Украины летающего на Су-27.

Обзор из кабины пилота

Конструкция кабины F-16 обеспечивает лучший обзор во всех направлениях по сравнению с МИГ-29.
Конструкция кабины МИГ-29 такова, что обзор задней полусферы практически отсутствует.*

* Виновата тут не кабина, а внушительные размеры гаргрота, который у 9-13 еще больше.

Маневренность самолета

Маневренность в горизонтальной плоскости - время виража у МИГ-29 меньше, чем у F-16.

Версия F-16 используемая нашей авиацией имеет лучшую маневренность на вертикалях, чем старая версия МИГ-29 используемая в нашей авиации.*

* Суммарная тяга на форсаже двигателей МиГ-29 16,6 тс при массе около 15 тонн, а у F-16C Block 52M - 13,2 тс при массе около 12 тонн, то есть удельная тяговооруженность должна быть одинаковая (примерно 1,1). Так что либо двигатели польских самолетов не выходят на должный уровень, либо аэродинамическое качество у "американцев" существенно лучше.

Это не значит что эта ситуация сохранится при сравнении с более новыми модификациями МИГ-29. По идее надо сравнивать старую версию МИГ-29 с F-16A, чтобы сравнение было корректным.

Маневренный бой

МИГ-29 имеет большое преимущество над F-16 в маневренном бою (dogfait), поскольку для пуска ракет ему не требуется заходить в хвост самолёту противника. Достаточно чтобы самолёт противника находился 60° вправо или влево от оси самолёта. F-16 может атаковать цели с отклонением не более 30° от оси самолёта. Проще говоря, пилоту F-16 в маневренном бою для атаки самолёта противника необходимо зайти ему почти точно в хвост.

Запас топлива

F-16 имеет гораздо больший запас топлива (что касается не только польской версии МИГ-29, но и всех существующих). Это приводит к необходимости МИГ-29 сбить F-16 как можно быстрее. Продолжение боя снижает шансы МИГа у которого быстрее закончится топливо.*

* Совсем нет. 9-12 имеет внутренние баки объемом 4300 литров, а 9-13 еще на 240 литров больше, в то время как у F-16C Block 52, без установки конформных баков, чуть меньше 4000 литров. У двухместной версии F-16D запас топлива меньше на 580 кг. Конформные баки дают 1700 литров топлива, но сильно ухудшают маневренность. Проблема в том, что по параметрам топливной экономичности американский двигатель Pratt Whitney F-100-PW-229 оставляет далеко позади пару отечественных РД-33. При этом боевой радиус F-16 относительно невелик и не достает до 600 км. Данных по боевому радиусу для МиГ-29 у меня нет - практическая дальность - до 700 км без ПТБ.

Комфорт пилота

Почти все кнопки для управления оружием и самолётом, в случае с F-16, размешены на ручке управления. Пилоту F-16 почти не требуется что-либо включать или нажимать не расположенное на ручке управления. Пилоту МИГ-29 приходится труднее, поскольку органы управления распределены по кокпиту, иногда далеко друг от друга. Это увеличивает время реакции и снижает концентрацию пилота.*

* Кроме того не забываем, что для индикации в F-16 используются цветные 4-дюймовые дисплеи, в то время как оснащение кабин МиГ-29 осталось на уровне 1980-х.


Польские пилоты научились использовать и недостаток МИГ-29 (дымный хвост за самолётом). Во время боя один из пилотов отделялся от своей группы и выходил на форсаж, что вызывало появление дымного следа за самолётом. После чего выключив форсаж удалялся в другом направлении. Пилоты F-16 включая и американских инструкторов несколько раз были обмануты. Они ориентировались по следам дыма и не доверяли показаниям радара. Когда F-16 летели к этому месту, им в хвост со стороны солнца заходили МИГ-29.

В прошлом польские МИГ-29 на манёврах НАТО показывали огромное преимущество над самолётами F-4 Phantom и Tornado. Случалось что один МИГ-29 легко сбивал четыре таких самолёта в маневренном бою.

Видео

Демонстрационные полёты польского F-16. Дым из двигателей почти не виден, заметны только струи перегретого воздуха.
youtube.com/watch?v=rlSnNeIYu5U

Демонстрационные полёты польских МИГ-29 в Литве. Типичный для этих самолётов дым из двигателей не облегчает ведение воздушного боя. youtube.com/watch?v=H0C4uu33PPo
запись создана: 25.04.2012 в 16:01

@музыка: Disiplin - Kulturkampf

@настроение: внезапно!

@темы: не мое, вооружения, Россия, Польша, авиация

URL
Комментарии
2012-04-25 в 16:22 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Дожигатель (Afterburner) это устройство в двигателе самолёта, при включении которого резко увеличивается скорость, а самолёт сжигает огромное количество топлива. Форсаж это, форсаж в принятой в русском языке авиационной терминологии! :facepalm3:

Польские пилоты научились использовать и недостаток МИГ-29(дымный хвост за самолётом).Во время боя один из пилотов отделялся от своей группы ивключал режим дожигания. что вызывало появление дымного следа за самолётом. После чего выключив режим дожигания удалялся в другом направлении.Пилоты F-16 включая и американских инструкторов несколько раз были обмануты. Они ориентировались по следам дыма и не доверяли показаниям радара. КогдаF-16 летели к этому месту им в хвост со стороны солнца заходили МИГ-29.

Хороший пилот всегда важнее, чем даже хорошая техника. Потому что при умелом обращении с техникой даже устаревшая даст фору новой. Вспомнилось про бои во Вьетнаме между МиГ-17 и "Фантомами"...

2012-04-25 в 17:17 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Неназванный, там много по мелочи. Форсажная камера не самое, главное, что в статье самолеты названы 9-13, в то время как у Польши нет машин этой серии - только 9-12А (несколько различающиеся между собой, поскольку бывшие немецкие имеют некоторые отличия в БРЭО). Я вот думаю - может отредактировать? :hmm:

URL
2012-04-25 в 21:06 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Gunner General Tutor-Rohr, Может и отредактировать, отмечая редакторские правки... Насчет серий - это все-таки надо в вопросе хорошо ориентироваться, я например не знаю, каких серий там машины, а вот неправильность с форсажем - независимо от типа самолета режет глаз.

2012-04-25 в 21:11 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Неназванный, та я уж откорректировал. Там собственно мелочи на грани литературности языка (чтобы сравнить текст и перевод моих познаний в польском хватает).

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Про всякое

главная