12.
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты

и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя. Научную психологию еще нередко называют академической. В то же время существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей практического применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач. Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: - объяснение психологических феноменов, - доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез) - прогнозирование определенных психологических фактов. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях. Для ученого, работающего в сфере науки, важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Результаты исследований он должен излагать в публикациях и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи-ученые должны уметь разработать, организовать и провести психологическое исследование, направленное на сбор эмпирических данных. Термин "эмпирия" (эмпирика) происходит от греческого слова "empeiria" (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого — получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования. Порой психологи путают такие понятия как эмпирический и экспериментальный. Термин "эксперимент" происходит от латинского слова "experimentum" (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий . Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования). Необходимым профессиональным умением психологов-ученых можно считать владение методами математической статистики, которые необходимы для квалифицированной обработки эмпирических данных, полученных в исследовании, для надежного доказательства научных гипотез. Кроме того, важно научиться правильному анализу, систематизации и интерпретации (объяснению) полученных и обработанных данных. Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

13.

Особенностью морального конфликта является его высокое эмоциональное напряжение, возможные отягчающие внешние факторы, сложное разрешение противоречий и отчасти безысходность. Нравственный конфликт – это острейшая борьба мотивов. В данном случае человек попадает в противоречивую ситуацию: моральный выбор не приносит облегчения и в любом случае приводит к нравственным потерям. Такой выбор всегда противоречит внутреннему миру человека, инстинктивно стремящемуся жить в гармонии с самим собой. Яркий пример подобных сомнений — нравственные терзания одинокой молодой мамы, понимающей, что только что рожденного ребенка прокормить она не в состоянии, но и отдать в приют свое горячо любимое дитя – тоже. Человеку с определенными нравственными ценностями и подверженному общественным устоям и правилам всегда сложно выйти из состояния такого конфликта с самим собой без потерь: устоявшийся духовный мир личности терпит крах. как избежать конфликтаПриверженец мирных компромиссов? Узнай, как научиться избегать конфликтов. О том, как разрешить конфликт на работе, читай здесь. Виды нравственного конфликта Структура классификации нравственных конфликтов в зависимости от числа сторон: открытые — противоречия, возникающие вне внутренней системы одного человека (межличностные и международные); закрытые — внутренняя борьба мотивов и чувств, разлад человека с самим собой (внутриличностные). Внутриличностный В зависимости от побуждений, собственных убеждений и восприятия мира, социальной среды и ее принципов наиболее часто встречаются следующие типы внутриличностных нравственных конфликтов: между моральными чувствами и интеллектуальными

основами (рассудком) – «умом понимаю, но поделать ничего не могу»; между долгом (личностным, общественным, родительским) и возникшими желаниями и влечениями различного характера; между стремлениями и имеющимися возможностями для их реализации. Моральный конфликт этого типа является для человека значительной психологической внутренней проблемой, воспринимаемой и переживаемой им крайне эмоционально. Межличностный и групповой Это социальный конфликт. Человек развивает свои нравственные качества и убеждения, полагаясь на общественное моральное сознание и традиции, при этом взаимодействие их организовано весьма сложно. Можно классифицировать нравственное противостояние и по проявлению конкретных противоречий между тем, что должно быть, и тем, что имеет место быть в нравственном поведении индивида: противоречия между теоретическими знаниями общественных нравственных основ и реальным поведением; между мотивами и конкретным результатом деятельности, сюда же можно отнести и противоречия между целью и средствами их достижения; между общественными устоями и требованиями к нравственному облику и качествам человека и тем, что он представляет из себя в реальности. Рациональных аргументов в этом типе конфликта не существует, решение происходит на интуитивном уровне. Международный Современное общество уже сложно без него представить: постоянные военные стычки и конфронтации – яркий тому пример. Моральные позиции, занимаемые личностью или группой, основываются на традициях различных стран, объединений, религиозных группировок и могут существенно различаться для сообществ разной культуры, уровня образованности и прочих социальных аспектов. По степени остроты возникших противоречий международный конфликт может быть различным: 1. Непримиримый или антагонический — это разновидность конфликта между различными человеческими ценностями, априори противостоящими друг другу в силу своей социальной, религиозной, политической, групповой или иными видами противоположностей: например, демократия и фашизм, религиозные ячейки и атеистические. Такого рода конфликты обычно бескомпромиссны, так как обусловлены принципиальной несовместимостью интересов в представлениях о нравственности, добре и зле. 2. Неантагонистический конфликт возникает в рамках одной системы моральных ценностей, с которым вполне можно жить, не поступаясь основами этики. Содержание конфликта определяется нравственными антипатиями противостоящих сторон, противоречием между возникшим интересом и невозможностью его удовлетворения, индивидуальной ценностной ориентацией личности, ее пониманием долга и социальной ответственности. В этом случае возможно мирное и разумное урегулирование. Психологические последствия Для нравственных конфликтов характерно: 1. Умеренное и высокое эмоциональное напряжение: обида и озлобленность, возмущение и презрение, страх и гнев ведут к ментальному возбуждению и эмоциональному долговременному накалу. 2. В конфликтный период субъект испытывает плохое настроение, вполне понятное чувство собственной неудовлетворенности, происходит снижение личностной самооценки. Разрешение конфликта, в свою очередь, означает стабилизацию психологической атмосферы. 3. Служебные моральные споры могут привести к возникновению в профессиональной деятельности нездоровой эмоциональной атмосферы, нарушению взаимодействия и нормального течения жизни коллектива и, как результат, оказывают отрицательное влияние на деятельность организации и создают текучесть кадров. 4. Неконтролируемые, динамично развивающиеся конфликты ведут к резким и грубым ссорам, выяснению отношений, вооруженным столкновениям и убийствам, а в случае личностного вышедшего из-под контроля конфликта при невозможности его разрешения или кажущейся безысходности — и к суициду. Способы разрешения моральных споров Существует два метода разрешения нравственного конфликта: прямой; косвенный. Деловой и конструктивный подход, вытекающий из этических норм и требований, может способствовать переводу ситуации на другой уровень. конфликт По мнению психологов, более эффективными являются косвенные методы погашения конфликта: 1. Дать волю чувствам: человек должен иметь возможность высказаться. В качестве собеседника может выступать психолог, психотерапевт, близкий или, наоборот, совершенно незнакомый человек. Словесный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным. 2. Метод физического сброса эмоций: это занятия в спортивном зале или тяжелая физическая работа, позволяющая снять эмоциональное напряжение за счет силовой нагрузки. Рвать бумагу на мелкие клочки, колотить боксерскую грушу или подушку, бег на длинные дистанции, занятия йогой и другими видами спорта – все это весьма действенно помогает отвлечься и посмотреть на сложившуюся ситуацию более спокойно. 3. Метод «третьего авторитета»: в случае морального конфликта двух и более сторон приглашается третья, авторитетная для обеих, способная выслушать аргументы обеих сторон и снять взаимное ожесточение. 4. Взгляд со стороны: рекомендуется посмотреть на возникший конфликт глазами оппонента с учетом общественных норм в этике. 5. Рекомендуется тщательно проанализировать, а возможно, и пересмотреть или наметить новые цели и стремления, выполнение которых поможет снизить эмоциональное

напряжение в настоящий момент. В любом случае специфика погашения нравственного конфликта и пути разрешения (решения) заключаются в четком следовании этическим нормам без ущемления человеческого достоинства, восстановлении психологического баланса и дальнейшего духовного роста личности. Правильное решение дилеммы нравственного выбора возможно лишь в случае, если личность обладает истинно нравственными убеждениями и знаниями, сильной волей, способностью контролировать свои эмоции и следовать нравственным нормам в любых обстоятельствах.

14.
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни.
Прикладная этика - сфера многообразного, интенсивно изменяющегося знания, структура которого только начинает складываться. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики: экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы такой совокупности. Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии). Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики; научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует новые аспекты суицида и т.д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать. Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления. Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна, скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией человеческого сообщества и утверждением самоценности человека. Проблемы второй группы (традиционные) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный уровень.

15.
По словам А.А. Гусейнова, профессиональная этика представляет собой конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения.
Профессиональная этика учреждает соответствующую профессию в качестве нормозадающей этической инстанции. Трансформация норм общей морали в нормы профессиональной этики, как пишет О. Мамонтова , происходит двумя путями: «1) изменение масштаба той или иной нормы (как правило, это сужение области ее применения) и 2) смещение смысловых акцентов (то, что было второстепенным в общих представлениях о морали, выходит в той или иной профессии на первый план)». Например, в

рамках общей морали отсутствует запрет принимать подарки, а в рамках профессиональной этики специалисту может быть запрещено принимать подарки от лиц, заинтересованных в результатах его деятельности. Однако такой запрет вызван не негативной оценкой подарков как явления взаимодействия между людьми, а общим моральным осуждением возможности использования своего преимущественного положения (в данном случае профессионального) в целях получения личной выгоды.

16. Психология и религиозные убеждения специалистов.

Религия и психология всегда шли рука об руку. И раньше, и сегодня религия часто трактовалась как форма психологического утешения, а работа психолога подчас понималась как внушение веры (в себя). Психологическая помощь опирается на традиции исповеди, несет в себе импульс сострадания, невозможна без упования на смирения, лежащее в основе религиозной проповеди. лигиозной практике. Ведь задача любой религии — спасение души. Став верующим, психолог прикасается к тонкой материи различий путей спасения, обусловленных различиями конфессий. Религиозная психология, или психология религии — часть психологического знания, важный фактор современной культуры. В современной психологической литературе религиозные убеждения рассматриваются в связи с традицией помогающих профессий. Именно поэтому религиозные убеждения человека — сугубо личный, интимный вопрос, но они могут повлиять на отношение к представителю другой конфессии, на способы разрешения многих психологических и этических проблем. Ведь психологическое состояние человека, его эмоции во многом определяются его ценностями моральными традициями, авторитетом и мнением непосредственного окружения. Чем более традиционным является общество, тем более патриархальной является мораль, тем жестче религиозная традиция, зависимость человека от мнения окружающих, слабее выраженность индивидуальной позиции. Каждая из конфессий по- своему трактует проблемы жизни и смерти, долга и ответственности, семьи и обязанностей супругов. Отношение к труду, к детям и родителям, нормы гостеприимства, уход за больным, страдание и сострадание, милосердие и щедрость, т. е. основные вопросы, порождающие психологические трудности в общении и оценках других, держутся на фундаменте религиозных традиций и часто не могут быть истолкованы и поняты вне религиозной морали и психологии. В этой связи от психолога для лучшего понимания ситуаций требуется знание религиозных традиций своих клиентов, их конфессиональной принадлежности. Собственная религиозность психолога должна им также учитываться, и следует с осторожностью работать с людьми «иной веры», максимально деликатно подходить к различиям культур и взглядов. В некоторых странах, например, в Швейцарии на табличке с фамилией психолога сообщается также его вероисповедание — ктолик, иудей, лютеранин и т.д. Принадлежность человека к той или иной религии определяет его внутренние згстановки, систему ценностей, симпатии и антипатии. Так, в буддизме, иудаизме, исламе и христианстве (в разным конфессиях— разные) существуют различные взгляды на трансплантацию органов и возможность абортов и эвтаназии. В этических кодексах психологических корпораций отмечается: «Психиатр не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные, политические взгляды. Личные предубеждения психиатра или иные профессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение» (Кодекс психиатра). При проведении обследования или организации психокоррекционной работы не допускается дискриминация личности по признакам возраста, пола, образования, вероисповедания, идеологии, социальной и национальной принадлежности и других различий».

17. Документы, регламентирующие деятельность психолога.

Нормативные документы определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.) Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях. Самыми ключевыми документами для психологов, работающих в образовательных учреждениях, являются:
«Положение о психологической службе в системе народного образования.
«Закон об основных гарантиях прав ребенка»
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка
Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании"

Вся деятельность педагога-психолога регламентирована рядом документов. Ниже приводится перечень этих документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
2. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании"
3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ
4. Положение о психологической службе в системе народного образования.
5. Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
6. Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052 "Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций
7. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по соотнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей.
8. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требования к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий.

18. Психолог в условиях рынка: этика конкуренции.

Специалисты отмечают различия в оплате труда психологов.
Обращается внимание и на нецивилизованность конкурентных отношений, при этом ситуацию объясняют «молодостью» системы и психологических услуг в современной России. Отсутствие материальных критериев оценки профессионализма делает конкуренцию специалистов скрытой, подчас провоцируя как выпады в адрес коллег, так и беззастенчивую саморекламу.
Психологические услуги становятся одной из востребованных отраслей и нуждаются в квалифицированном менеджменте. Необходимы специалисты, способные организовать экспертизу качества услуг и обеспечить определенные тарифы.
Вместе с тем конкуренция порождает и нецивилизованную систему услуг. Когда ради денег клиента его сначала запугивают («вам надо что-то делать с нервами»), а потом манипулируют его состоянием, занимаясь, по существу, профессиональным вымогательством. Этика конкуренции — это не только умение дорожить профессиональной честью, избегать поношения и дискредитации коллег, но и ответственная работа без превращения клиента в пациента. Однако в кодексах профессиональной этики фиксируются правила договоренностей, а также ряд этических аспектов оплаты, в частности, терапевтических услуг. Кодекс учитывает обязанности обеих сторон (психолога и пациента). Кодекс указывает на психологическую уязвимость пациентов, ограниченность их свободы от возможных злоупотреблений со стороны психолога. Психолог, в свою очередь, имеет право на оплату своего труда. Практикующий частным образом психолог может отказаться принять пациента и потому, что пациент не способен или не желает оплачивать услуги. Однако необходимо придерживаться правил согласования стоимости услуг. Так, желательно во время первой встречи попытаться предсказать продолжительность психотерапии и выяснить способность пациента оплачивать услуги, т.е. информировать его и согласовать с ним его потенциальные расходы. Обсуждается цена сеанса; оплата сеанса в том случае, если пациент не является на прием; уточняется спектр оказываемых услуг, входит ли в них тестирование, оплачиваются ли отдельно телефонные звонки, какова систематичность оплаты —за каждый сеанс или помесячно, — все это и фиксируется в соответствующем соглашении, иногда рекомендуется иметь брошюру или листовку с перечнем услуг и их стоимостью. У пациента могут возникнуть финансовые проблемы, психолог имеет право в этом случае прекратить работу с пациентом, вдруг переставшим платить. Однако если состояние пациента в данный момент весьма уязвимо с точки зрения психолога, последний может снизить стоимость услуг, увеличить временной отрезок между сеансами, обеспечить бесплатные сеансы или направить пациента в иные инстанции. При этом рекомендуется прослеживать дальнейшую судьбу пациента. С этической точки зрения в этом вопросе для психолога важно понять, что помощь должна быть целью прежде оплаты и последняя желательно адекватна усилиям. А использование квалификации как средства «раскрытия кошелька» клиента ставит его на одну доску с криминальными ловцами душ.

19. Психологический анализ и его этические аспекты.
Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Законы и правила общества – это те которые человек должен выполнять, чтобы сохранить благополучие общества, в котором он живет, чтобы его поступки не нанесли вреда обществу. При этом человеку придется поступаться своими свободами
В силу специфики предмета психологических исследований психолог находится в сложной ситуации: соблюдая принципы он должен получить максимум информации о личности испытуемого и помочь ему решить его проблемы; он не должен нанести морального вреда, показывая недостатки характера. На практике психологу трудно сохранить равновесие. Ему приходиться поступаться личными профессиональными интересами, либо интересами общества. Таким образом, интересы общества и профессиональные интересы психологов часто находятся в противоречии друг к другу.

1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.
2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.
3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.
4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.
5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.
6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.
Общие этические принципы работы с психологическими тестами
Психолог запрашивающий у человека в ходе тестирования сведения о его личности, делает это только после того как обследуемый полностью осознал все цели тестирования, а также способы использования информации.
Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом тестировании и тем самым оградить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир. Когда тестирование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть информирован об использовании полученных результатов.

Результаты исследования, проведенного по личной просьбе испытуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия. Помимо общих признаков, существует ряд требований к людям, так или иначе в своей профессиональной деятельности связанными с применением тестов. Это могут быть лица трех категорий: психолог – психометрист, занимающийся разработкой и адаптацией тестов; психолог – пользователь, использующий с своей работе тесты; специалист не психолог работающий в смешанной с психологией отраслях.

20. Биоэтика и ее связь с психологической деонтологией.

Деонтология или деонтологическая этика (от др.-греч. δέον «должное») — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Биоэтика – это смежная область сотрудничества психологов медиков экологов. С точки зрения экологов биоэтика это этические регулятивы отношения к животным. Признание моральной ценности жизни.Осторожное обращение с живыми существами. С точки зрения медицины - принимают родители, т.е. врачи. Биоэтика признает моральную автономию личности. Отношение к больному как к объекту, покорно следующему всем рекомендациям, безропотно принимающему волю лечащего персонала, который может обсуждать его состояние, как если бы больной был глух и нем, меняется с психологической перестройкой персонала. Клиника, которую выбирает пациент, которой платит или переводит страховое распоряжение, вынуждена считаться с волей, достоинством пациентов, уважать их желание знать о намерениях врачей и последствиях их вмешательства. Проблемный вопрос биоэтики можно ли делать аборты, является ли зародыш человеком. Применительно к психологической деонтологии очень важным является развернутое понимание принципа «не вреди» («не навреди»), которое предполагает щадящий характер любого психологического вмешательства в жизнь клиента. Принцип «Не вреди!» осмысляется в биоэтике в связи со всеми вариантами вмешательства человека в живую жизнь человека,животных и растений, предполагает минимизацию разрушения, нарушения, уничтожения, искажения сложившихся форм жизни, их качества.

Соотношение психологии и биоэтики — во многом неизведанная область знания. Одна из важных задач современной психологии — рефлексия о последствиях для деятельности психологов и психиатров признания основных биоэтических постулатов. Это означает, например, благо для человека, привыкшего к своему статусу неудачника и «бедняги», нуждающегося в помощи (и привыкшего регулярно ее получать от близких и дальних знакомых), и как можно ему не навредить, если он не хочет (и не может, не готов) с этим статусом расстаться? Как соблюдать автономию личности, не желающей быть авто-номной? Как соблюдать справедливость, если человек понимает под ней свое и только свое исключительное право? Развитие биоэтики в России должно помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит вы-работать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества.

21. Психологическая деонтология и биофилия.

Э.Фромм называет любовь ко всему живому биофилией, видит в ней созидательное, конструктивное начало культуры, противостоящее некрофилии — любви к смерти и всему неживому. Он отмечает социальную опасность распространенной черты современной личности: слабеющий интерес к людям, природе, к живым структурам и одновременно растущее внимание, «живой интерес», граничащий с любованием, к механическим, неживым объектам, достижениям технического прогресса. Психологу, по-видимому, необходимо культивировать в себе биофилию —любовь к природе вообще. Природа, как и искусство, позитивно влияет на психику человека, способствует ее реабилитации; психолог обязан считаться с этим и уметь использовать ресурсы природы в своей деятельности. Это и прогулки, и общение с животными, и умение видеть красоту природы, которые необходимо культивировать в себе.

22. Гуманистическая миссия профессии психолога.

23. Этические проблемы психиатрии.

Этическим проблемам психотерапии в последнее время уделяется все большее внимание. Как и вообще в работе специалистов-пси- хологов, в большинстве этических кодексов постулируются принципы «Не навреди!», конфиденциальности, осведомленного согласия, необходимости действовать лишь в пределах профессиональной компетенции. Автор одной из работ приводит данные ряда специальных этических кодексов, определяющих принципиальные основы деятельности в психотерапии «Этический кодекс психотерапевта» (Code of Conduct... British Psychological Society, 1993; Committee on Ethics..., 1988). В них также особо подчеркивается значимость предписания «не эксплуатировать отношений зависимости, возникающих в ходе терапии». Автор обращает внимание на особые случаи нарушения конфиденциальности, когда существует реальная угроза здоровью или жизни пациента или других людей. Этические и юридические аспекты ограничения конфиденциальности возникают и требуют профессионального решения терапевта, когда речь идет о психотерапии пациента, склонного к имеющим циклический характер правонарушениям сексуального или педо- филического свойства. Обращается особое внимание на психологическую форму психолога-психотерапевта, необходимость отказа от практики в периоды личностных кризисов, в случаях алкогольного или наркотического опьянения

Специалисты квалифицируют как нарушения норм профессио-нальной этики фамильярность в общении с пациентом: обращение «на ты», похлопывание по плечу, объятия, прогулки и контакты за пределами кабинета, сеансы за обедом и с алкоголем, недопустимость намека на возможность сексуальных контактов. В кодексах профессиональной этики предлагается установление «границ» контактов, близости в отношениях с пациентом. Несмотря на многие отрицательные последствия так называемой «зависимости» пациента от психолога, специалисты все чаще приходят к выводу, что полностью отрицать ее нельзя. Чем выше профессионализм психолога, тем выше и его авторитет влияние на пациента, клиента, тем сильнее зависимость последнего от него. Даже не осознаваемая, она может быть позитивной, если ясны позиции, пример поведения, доброжелательность, вера в человека.
внимания уделяется ятрогениям — психогенным заболеваниям, воз-никающим из-за неправильного поведения врача и медицинского персонала».
Так, например, сегодня в России закон запрещает психиатру приходить к пациенту по вызову его родственников, не поставив его самого в известность о своей специализации. Закон призван исключить ситуации, подобные описанной в кинофильме «Кавказская пленница», герой которого Шурик оказался пациентом психбольницы по заявке «товарища Саахова». В психиатрии особо важно является информированное согласие на определенные формы лечения, в особенности в ситуациях полной или частичной утраты пациентом вменяемости. Здесь решения могут приниматься только в условиях контакта с самим больным, его опекунами или родственниками: «Пациент считается компетентным принимать решения относительно предлагаемой психиатрической помощи, если противное не доказано в установленном законом порядке»38

Конфиденциальность и информированное согласие как важные принципы этики психиатра понимаются профессионалами как необходимость:

— по возможности ставить пациента в известность о возможной неизбежности раскрытия информации (о его диагнозе, госпитализации);

— вовлекать пациента в процесс раскрытия (информации о ди-агнозе) (делать его «соучастником» раскрытия);

— раскрывать конфиденциальную информацию только в той мере, какая необходима для цели раскрытия;

— не ущемлять при этом интересов третьих сторон;

—конфиденциальность как общее правило распространяется на я психиатра к третьим лицам, которые сообщают ему сведения, имеющие значение для оценки состояния пациента. Психиатру не следует без разрешения лица, предоставляющего такую информацию, раскрывать ее характер и источник перед кем-либо, включая самого пациента».

В отношениях с пациентом психиатр (врач, консультант) проявляют сочувствие и внимание, которые квалифицируются как эм- патия и синтония.

В Российском Кодексе профессиональной этики психиатра особо оговаривается «терапевтическое сотрудничество» с пациентом. Оно предполагает установление доверительных отношений, нацеленность пациента на благоприятный прогноз, по возможности объяснение пациенту терапевтических целей и тактических задач пси-хиатра, самонаблюдение пациента за эффективностью действия препаратов и процедур.

Как отмечается в названном исследовании, «задачей психиатрической этики является ограничение сферы принуждения при оказании психиатрической помощи до пределов, определяемых медицинской необходимостью, что служит гарантией соблюдения прав человека».

Вызывают опасения специалистов такие проблемы, как размывание границ профессионализма в психиатрии, когда диагностическую, консультативную и даже лечебную помощь оказывают люди, являющиеся выпускниками курсов переподготовки психологических факультетов, но не имеющие сертификатов по клинической психологии, т. е. не психиатры. Наряду с этим на противоречия и трактовке вопросов этики в психиатрии оказывают влияние дискуссии сторонников биологической, психологической и социальной моделей в психотерапии; неопределенность разграничения между наукой и искусством в психотерапевтической практике, отсутствии безусловной научной достоверности даже в достижениях классического психоанализа, огромное разнообразие методик и лечения, большинство которых не апробированы, теоретически слабо обоснованы. Специалисты, отмечающие нарушения профессиональной этики недобросовестными и, как показывают результаты обсуждений, как правило, неквалифицированными психиатрами, обращают особое внимание на следующие нормы, принятые в отечественной Профессиональной психотерапевтической лиге.

• Эффективность и безопасность психотерапии должна оцениваться точно так же, как и эффективность и безопасность любого другого лечения в психиатрии, т. е. должны существовать критерии показаний эффективности, безопасности и контроля качества.

• На применение психотерапии должно быть получено информированное согласие, особенно в тех случаях, когда пациент полностью понимает пользу и возможный риск лечения. Информирование пациента должно быть частью начальной стадии процесса психотерапии.

• Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной психотерапией, когда для лечения пациента необходима и психофармакотерапия.

• Необходимо строго соблюдать конфиденциальность. Пациенты, проходящие психотерапию, имеют право знать о возможностях раскрытия информации,

полученной в ходе психотерапии, третьим сторонам, например, в целях исследования или семейной психотерапии.

• Только те психиатры и психологи могут использовать психотерапию, которые прошли специальное обучение по применению техник.

• Необходимо понимать опасность нарушения границ в отношениях с пациентами с целью получения личной, сексуальной, финансовой, академической или профессиональной выгоды.40