Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:21 

Если ваше ЭКГ говорит, что все плохо, а ваш кардиолог, что все норм(то ли потому что вам 20, то ли потому что он ленивая мразь), то ваш кардиолог мудак!

15:11 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
23:12 

П-п-победитель по жизни, блять! Догадайтесь, кто поцарапал паркет в съемной квартире? Вот, что значит никогда в жизни не зарекайся не брать кредит!
Однако, есть и хорошие новости. Испугалась своего отражения в зеркале, так что теперь мне можно не бояться воров, так как им нужно бояться меня.

20:11 

Выходные

Дружеские отношения обычных взрослых людей:
-Надо как-нибудь встретиться
И не встречаются

Наши приятельские отношение
-Встретимся 10.09?
-Ок. Давай у выхода из метро?
-ты где?
-Я стою у входа в метро
-И я
И не встречаемся. Потому что мораль сей басни была известна ещё с прошлого провала и состояла,в том, что у московских станций метро обычно, мать его, 8 выходов! И это unreal для двух девушек с проблемами ориентации на местности

А ещё автомат сожрал мою Тройку 😭😭😭
Нуу зато завтра я увижу любимого автора и обещали хорошую погоду

23:54 

Как любит говорит моя бета: Да, вы миледи сменили цвет мертвеца, которого недавно откапали на тот, который указывает, что откопали давно и он успел поджариться на солнышке.
Проще говоря, вернулась из отпуска сменив аристократисческую бледность на ни хрена не аристократические веснушки и кучу ожогов.

00:31 

ДО НАС ДОБРАЛАСЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ!!!
Ну, а если конкретно pickpoint :)
Очень много счастья:))))))

19:02 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
22:38 

Интересно у анальгина есть смертельная дозировка в неделю? Надо почитать о циркуляции этого вещества в организме. Сменяющаяся погода скоро меня доконает
В медицинских целях выдали бутылку коньяка. Не бухаю, а лечу гипотанию!
Почему-то любая диагностика на картах таро выдаёт, что я алкоголик, даже в те месяцы, когда не пью, занятно однако

00:13 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
22:31 

Июль Фрая не состоялся, эпическое крушение надежд на Питер будет описано позднее
Может забью на мечты о Праге, возьму деньги и выползу в Питер на последнюю неделю августа и будет неделя тишины и Фрая

16:19 

Вместо о себе

Денис: А что ты хотел от девушки, у которой даже на холодильнике Шекспир, а в сумке всегда поэмы Бёрнса?
запись создана: 11.07.2017 в 16:24

@темы: Цитаты

20:49 

Улыбаемся и пашем:)

Когда пытаешься сама научиться композиции в предметной съёмке:
- Нет, мам! У меня нет ухажёра, я сама себе купила эти пионы!

И вообще покупаю сама цветы, потому что могу себе это позволить!

08:34 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
08:24 

Мнение о книгах Пратчетта

"– А как понять, что он меня выбрал?
– Он захочет тебя убить"(с) Аватар
Джеймс Кемерон определённо является одной из ярчайших(ну как минимум моих любимых, поэтому для меня точно затмевает многих) звёзд на небосклоне кинематографа, а ещё человеком подарившем студентам краткое и ёмкое описание их взаимоотношений с научным руководителем, но сейчас не об этом.

У вас бывало ощущение, что книга совершает над вами физическое насилие? Не умственное, заключающееся в массе новых эмоций, приятных и не очень впечатлений и мириадов мыслей, а вот именно чувство, что вас с душой полчаса систематически избивали ногами?

У меня такие отношения с книгами Пратчетта. Он безусловно крутой мужик, его пародии на философские идеи(единственное за что нежно люблю Мелких богов), отсылочки в книгах на другие свои книги, которые почему-то оказываются круче самих книг, отсылочки к чему-то интересному из реальности, завораживающие боги и ещё пара-тройка персонажей, поднимаемые острые общественные проблемы в фэнтезийном контексте это безумная крутотень.

Но когда я открываю его книгу, для меня это всегда определённое введение себя в состояние транса, в котором я испытываю непреодолимую потребность, потому что через дебри слов перевода, я продираюсь с жутким скрипом и ощущением, что каждое слово это прилетевший мне в лицо увесистый булыжник. К ударам судьбы я, конечно, привыкла, неприятно, но не смертельно.

Для меня "Творцы заклинаний" о физике, которая сложная и непонятно зачем нужна, о настоящей магии, и которая заключается в том, что чтобы получить то, что действительно нужно человеку на самом деле надо достигать без использования магии.
О том, что женщина знает интуитивно(включая законы мироздания) мужчина пытается доказать логически, и всё что им ещё не доказано говорит исключительно о скудности его способностей.

06:13 

Во мне проснулся Маяковский, пристрелите его кто-нибудь усыпляющим дротиком

У меня был октябрь чтения Громыко... Громыкотябрь
Сейчас намечается Фрайюль

01:40 

Через два дня нужно иметь ресурсы, чтобы делать счастливое лицо, поэтому планы на ближайшее время: смотрим сериал про серийных убийц, читаем мангу про серийных убийц и кушаем мороженку ^_^

00:00 

12.
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты

и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя. Научную психологию еще нередко называют академической. В то же время существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей практического применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач. Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: - объяснение психологических феноменов, - доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез) - прогнозирование определенных психологических фактов. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях. Для ученого, работающего в сфере науки, важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Результаты исследований он должен излагать в публикациях и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи-ученые должны уметь разработать, организовать и провести психологическое исследование, направленное на сбор эмпирических данных. Термин "эмпирия" (эмпирика) происходит от греческого слова "empeiria" (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого — получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования. Порой психологи путают такие понятия как эмпирический и экспериментальный. Термин "эксперимент" происходит от латинского слова "experimentum" (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий . Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования). Необходимым профессиональным умением психологов-ученых можно считать владение методами математической статистики, которые необходимы для квалифицированной обработки эмпирических данных, полученных в исследовании, для надежного доказательства научных гипотез. Кроме того, важно научиться правильному анализу, систематизации и интерпретации (объяснению) полученных и обработанных данных. Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

13.

Особенностью морального конфликта является его высокое эмоциональное напряжение, возможные отягчающие внешние факторы, сложное разрешение противоречий и отчасти безысходность. Нравственный конфликт – это острейшая борьба мотивов. В данном случае человек попадает в противоречивую ситуацию: моральный выбор не приносит облегчения и в любом случае приводит к нравственным потерям. Такой выбор всегда противоречит внутреннему миру человека, инстинктивно стремящемуся жить в гармонии с самим собой. Яркий пример подобных сомнений — нравственные терзания одинокой молодой мамы, понимающей, что только что рожденного ребенка прокормить она не в состоянии, но и отдать в приют свое горячо любимое дитя – тоже. Человеку с определенными нравственными ценностями и подверженному общественным устоям и правилам всегда сложно выйти из состояния такого конфликта с самим собой без потерь: устоявшийся духовный мир личности терпит крах. как избежать конфликтаПриверженец мирных компромиссов? Узнай, как научиться избегать конфликтов. О том, как разрешить конфликт на работе, читай здесь. Виды нравственного конфликта Структура классификации нравственных конфликтов в зависимости от числа сторон: открытые — противоречия, возникающие вне внутренней системы одного человека (межличностные и международные); закрытые — внутренняя борьба мотивов и чувств, разлад человека с самим собой (внутриличностные). Внутриличностный В зависимости от побуждений, собственных убеждений и восприятия мира, социальной среды и ее принципов наиболее часто встречаются следующие типы внутриличностных нравственных конфликтов: между моральными чувствами и интеллектуальными

основами (рассудком) – «умом понимаю, но поделать ничего не могу»; между долгом (личностным, общественным, родительским) и возникшими желаниями и влечениями различного характера; между стремлениями и имеющимися возможностями для их реализации. Моральный конфликт этого типа является для человека значительной психологической внутренней проблемой, воспринимаемой и переживаемой им крайне эмоционально. Межличностный и групповой Это социальный конфликт. Человек развивает свои нравственные качества и убеждения, полагаясь на общественное моральное сознание и традиции, при этом взаимодействие их организовано весьма сложно. Можно классифицировать нравственное противостояние и по проявлению конкретных противоречий между тем, что должно быть, и тем, что имеет место быть в нравственном поведении индивида: противоречия между теоретическими знаниями общественных нравственных основ и реальным поведением; между мотивами и конкретным результатом деятельности, сюда же можно отнести и противоречия между целью и средствами их достижения; между общественными устоями и требованиями к нравственному облику и качествам человека и тем, что он представляет из себя в реальности. Рациональных аргументов в этом типе конфликта не существует, решение происходит на интуитивном уровне. Международный Современное общество уже сложно без него представить: постоянные военные стычки и конфронтации – яркий тому пример. Моральные позиции, занимаемые личностью или группой, основываются на традициях различных стран, объединений, религиозных группировок и могут существенно различаться для сообществ разной культуры, уровня образованности и прочих социальных аспектов. По степени остроты возникших противоречий международный конфликт может быть различным: 1. Непримиримый или антагонический — это разновидность конфликта между различными человеческими ценностями, априори противостоящими друг другу в силу своей социальной, религиозной, политической, групповой или иными видами противоположностей: например, демократия и фашизм, религиозные ячейки и атеистические. Такого рода конфликты обычно бескомпромиссны, так как обусловлены принципиальной несовместимостью интересов в представлениях о нравственности, добре и зле. 2. Неантагонистический конфликт возникает в рамках одной системы моральных ценностей, с которым вполне можно жить, не поступаясь основами этики. Содержание конфликта определяется нравственными антипатиями противостоящих сторон, противоречием между возникшим интересом и невозможностью его удовлетворения, индивидуальной ценностной ориентацией личности, ее пониманием долга и социальной ответственности. В этом случае возможно мирное и разумное урегулирование. Психологические последствия Для нравственных конфликтов характерно: 1. Умеренное и высокое эмоциональное напряжение: обида и озлобленность, возмущение и презрение, страх и гнев ведут к ментальному возбуждению и эмоциональному долговременному накалу. 2. В конфликтный период субъект испытывает плохое настроение, вполне понятное чувство собственной неудовлетворенности, происходит снижение личностной самооценки. Разрешение конфликта, в свою очередь, означает стабилизацию психологической атмосферы. 3. Служебные моральные споры могут привести к возникновению в профессиональной деятельности нездоровой эмоциональной атмосферы, нарушению взаимодействия и нормального течения жизни коллектива и, как результат, оказывают отрицательное влияние на деятельность организации и создают текучесть кадров. 4. Неконтролируемые, динамично развивающиеся конфликты ведут к резким и грубым ссорам, выяснению отношений, вооруженным столкновениям и убийствам, а в случае личностного вышедшего из-под контроля конфликта при невозможности его разрешения или кажущейся безысходности — и к суициду. Способы разрешения моральных споров Существует два метода разрешения нравственного конфликта: прямой; косвенный. Деловой и конструктивный подход, вытекающий из этических норм и требований, может способствовать переводу ситуации на другой уровень. конфликт По мнению психологов, более эффективными являются косвенные методы погашения конфликта: 1. Дать волю чувствам: человек должен иметь возможность высказаться. В качестве собеседника может выступать психолог, психотерапевт, близкий или, наоборот, совершенно незнакомый человек. Словесный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным. 2. Метод физического сброса эмоций: это занятия в спортивном зале или тяжелая физическая работа, позволяющая снять эмоциональное напряжение за счет силовой нагрузки. Рвать бумагу на мелкие клочки, колотить боксерскую грушу или подушку, бег на длинные дистанции, занятия йогой и другими видами спорта – все это весьма действенно помогает отвлечься и посмотреть на сложившуюся ситуацию более спокойно. 3. Метод «третьего авторитета»: в случае морального конфликта двух и более сторон приглашается третья, авторитетная для обеих, способная выслушать аргументы обеих сторон и снять взаимное ожесточение. 4. Взгляд со стороны: рекомендуется посмотреть на возникший конфликт глазами оппонента с учетом общественных норм в этике. 5. Рекомендуется тщательно проанализировать, а возможно, и пересмотреть или наметить новые цели и стремления, выполнение которых поможет снизить эмоциональное

напряжение в настоящий момент. В любом случае специфика погашения нравственного конфликта и пути разрешения (решения) заключаются в четком следовании этическим нормам без ущемления человеческого достоинства, восстановлении психологического баланса и дальнейшего духовного роста личности. Правильное решение дилеммы нравственного выбора возможно лишь в случае, если личность обладает истинно нравственными убеждениями и знаниями, сильной волей, способностью контролировать свои эмоции и следовать нравственным нормам в любых обстоятельствах.

14.
Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни.
Прикладная этика - сфера многообразного, интенсивно изменяющегося знания, структура которого только начинает складываться. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики: экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы такой совокупности. Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии). Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики; научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует новые аспекты суицида и т.д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать. Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления. Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна, скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией человеческого сообщества и утверждением самоценности человека. Проблемы второй группы (традиционные) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный уровень.

15.
По словам А.А. Гусейнова, профессиональная этика представляет собой конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения.
Профессиональная этика учреждает соответствующую профессию в качестве нормозадающей этической инстанции. Трансформация норм общей морали в нормы профессиональной этики, как пишет О. Мамонтова , происходит двумя путями: «1) изменение масштаба той или иной нормы (как правило, это сужение области ее применения) и 2) смещение смысловых акцентов (то, что было второстепенным в общих представлениях о морали, выходит в той или иной профессии на первый план)». Например, в

рамках общей морали отсутствует запрет принимать подарки, а в рамках профессиональной этики специалисту может быть запрещено принимать подарки от лиц, заинтересованных в результатах его деятельности. Однако такой запрет вызван не негативной оценкой подарков как явления взаимодействия между людьми, а общим моральным осуждением возможности использования своего преимущественного положения (в данном случае профессионального) в целях получения личной выгоды.

16. Психология и религиозные убеждения специалистов.

Религия и психология всегда шли рука об руку. И раньше, и сегодня религия часто трактовалась как форма психологического утешения, а работа психолога подчас понималась как внушение веры (в себя). Психологическая помощь опирается на традиции исповеди, несет в себе импульс сострадания, невозможна без упования на смирения, лежащее в основе религиозной проповеди. лигиозной практике. Ведь задача любой религии — спасение души. Став верующим, психолог прикасается к тонкой материи различий путей спасения, обусловленных различиями конфессий. Религиозная психология, или психология религии — часть психологического знания, важный фактор современной культуры. В современной психологической литературе религиозные убеждения рассматриваются в связи с традицией помогающих профессий. Именно поэтому религиозные убеждения человека — сугубо личный, интимный вопрос, но они могут повлиять на отношение к представителю другой конфессии, на способы разрешения многих психологических и этических проблем. Ведь психологическое состояние человека, его эмоции во многом определяются его ценностями моральными традициями, авторитетом и мнением непосредственного окружения. Чем более традиционным является общество, тем более патриархальной является мораль, тем жестче религиозная традиция, зависимость человека от мнения окружающих, слабее выраженность индивидуальной позиции. Каждая из конфессий по- своему трактует проблемы жизни и смерти, долга и ответственности, семьи и обязанностей супругов. Отношение к труду, к детям и родителям, нормы гостеприимства, уход за больным, страдание и сострадание, милосердие и щедрость, т. е. основные вопросы, порождающие психологические трудности в общении и оценках других, держутся на фундаменте религиозных традиций и часто не могут быть истолкованы и поняты вне религиозной морали и психологии. В этой связи от психолога для лучшего понимания ситуаций требуется знание религиозных традиций своих клиентов, их конфессиональной принадлежности. Собственная религиозность психолога должна им также учитываться, и следует с осторожностью работать с людьми «иной веры», максимально деликатно подходить к различиям культур и взглядов. В некоторых странах, например, в Швейцарии на табличке с фамилией психолога сообщается также его вероисповедание — ктолик, иудей, лютеранин и т.д. Принадлежность человека к той или иной религии определяет его внутренние згстановки, систему ценностей, симпатии и антипатии. Так, в буддизме, иудаизме, исламе и христианстве (в разным конфессиях— разные) существуют различные взгляды на трансплантацию органов и возможность абортов и эвтаназии. В этических кодексах психологических корпораций отмечается: «Психиатр не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные, политические взгляды. Личные предубеждения психиатра или иные профессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение» (Кодекс психиатра). При проведении обследования или организации психокоррекционной работы не допускается дискриминация личности по признакам возраста, пола, образования, вероисповедания, идеологии, социальной и национальной принадлежности и других различий».

17. Документы, регламентирующие деятельность психолога.

Нормативные документы определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.) Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях. Самыми ключевыми документами для психологов, работающих в образовательных учреждениях, являются:
«Положение о психологической службе в системе народного образования.
«Закон об основных гарантиях прав ребенка»
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка
Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании"

Вся деятельность педагога-психолога регламентирована рядом документов. Ниже приводится перечень этих документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
2. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании"
3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ
4. Положение о психологической службе в системе народного образования.
5. Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
6. Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052 "Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций
7. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по соотнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей.
8. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требования к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий.

18. Психолог в условиях рынка: этика конкуренции.

Специалисты отмечают различия в оплате труда психологов.
Обращается внимание и на нецивилизованность конкурентных отношений, при этом ситуацию объясняют «молодостью» системы и психологических услуг в современной России. Отсутствие материальных критериев оценки профессионализма делает конкуренцию специалистов скрытой, подчас провоцируя как выпады в адрес коллег, так и беззастенчивую саморекламу.
Психологические услуги становятся одной из востребованных отраслей и нуждаются в квалифицированном менеджменте. Необходимы специалисты, способные организовать экспертизу качества услуг и обеспечить определенные тарифы.
Вместе с тем конкуренция порождает и нецивилизованную систему услуг. Когда ради денег клиента его сначала запугивают («вам надо что-то делать с нервами»), а потом манипулируют его состоянием, занимаясь, по существу, профессиональным вымогательством. Этика конкуренции — это не только умение дорожить профессиональной честью, избегать поношения и дискредитации коллег, но и ответственная работа без превращения клиента в пациента. Однако в кодексах профессиональной этики фиксируются правила договоренностей, а также ряд этических аспектов оплаты, в частности, терапевтических услуг. Кодекс учитывает обязанности обеих сторон (психолога и пациента). Кодекс указывает на психологическую уязвимость пациентов, ограниченность их свободы от возможных злоупотреблений со стороны психолога. Психолог, в свою очередь, имеет право на оплату своего труда. Практикующий частным образом психолог может отказаться принять пациента и потому, что пациент не способен или не желает оплачивать услуги. Однако необходимо придерживаться правил согласования стоимости услуг. Так, желательно во время первой встречи попытаться предсказать продолжительность психотерапии и выяснить способность пациента оплачивать услуги, т.е. информировать его и согласовать с ним его потенциальные расходы. Обсуждается цена сеанса; оплата сеанса в том случае, если пациент не является на прием; уточняется спектр оказываемых услуг, входит ли в них тестирование, оплачиваются ли отдельно телефонные звонки, какова систематичность оплаты —за каждый сеанс или помесячно, — все это и фиксируется в соответствующем соглашении, иногда рекомендуется иметь брошюру или листовку с перечнем услуг и их стоимостью. У пациента могут возникнуть финансовые проблемы, психолог имеет право в этом случае прекратить работу с пациентом, вдруг переставшим платить. Однако если состояние пациента в данный момент весьма уязвимо с точки зрения психолога, последний может снизить стоимость услуг, увеличить временной отрезок между сеансами, обеспечить бесплатные сеансы или направить пациента в иные инстанции. При этом рекомендуется прослеживать дальнейшую судьбу пациента. С этической точки зрения в этом вопросе для психолога важно понять, что помощь должна быть целью прежде оплаты и последняя желательно адекватна усилиям. А использование квалификации как средства «раскрытия кошелька» клиента ставит его на одну доску с криминальными ловцами душ.

19. Психологический анализ и его этические аспекты.
Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Законы и правила общества – это те которые человек должен выполнять, чтобы сохранить благополучие общества, в котором он живет, чтобы его поступки не нанесли вреда обществу. При этом человеку придется поступаться своими свободами
В силу специфики предмета психологических исследований психолог находится в сложной ситуации: соблюдая принципы он должен получить максимум информации о личности испытуемого и помочь ему решить его проблемы; он не должен нанести морального вреда, показывая недостатки характера. На практике психологу трудно сохранить равновесие. Ему приходиться поступаться личными профессиональными интересами, либо интересами общества. Таким образом, интересы общества и профессиональные интересы психологов часто находятся в противоречии друг к другу.

1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.
2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.
3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.
4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.
5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.
6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.
Общие этические принципы работы с психологическими тестами
Психолог запрашивающий у человека в ходе тестирования сведения о его личности, делает это только после того как обследуемый полностью осознал все цели тестирования, а также способы использования информации.
Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом тестировании и тем самым оградить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир. Когда тестирование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть информирован об использовании полученных результатов.

Результаты исследования, проведенного по личной просьбе испытуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия. Помимо общих признаков, существует ряд требований к людям, так или иначе в своей профессиональной деятельности связанными с применением тестов. Это могут быть лица трех категорий: психолог – психометрист, занимающийся разработкой и адаптацией тестов; психолог – пользователь, использующий с своей работе тесты; специалист не психолог работающий в смешанной с психологией отраслях.

20. Биоэтика и ее связь с психологической деонтологией.

Деонтология или деонтологическая этика (от др.-греч. δέον «должное») — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Биоэтика – это смежная область сотрудничества психологов медиков экологов. С точки зрения экологов биоэтика это этические регулятивы отношения к животным. Признание моральной ценности жизни.Осторожное обращение с живыми существами. С точки зрения медицины - принимают родители, т.е. врачи. Биоэтика признает моральную автономию личности. Отношение к больному как к объекту, покорно следующему всем рекомендациям, безропотно принимающему волю лечащего персонала, который может обсуждать его состояние, как если бы больной был глух и нем, меняется с психологической перестройкой персонала. Клиника, которую выбирает пациент, которой платит или переводит страховое распоряжение, вынуждена считаться с волей, достоинством пациентов, уважать их желание знать о намерениях врачей и последствиях их вмешательства. Проблемный вопрос биоэтики можно ли делать аборты, является ли зародыш человеком. Применительно к психологической деонтологии очень важным является развернутое понимание принципа «не вреди» («не навреди»), которое предполагает щадящий характер любого психологического вмешательства в жизнь клиента. Принцип «Не вреди!» осмысляется в биоэтике в связи со всеми вариантами вмешательства человека в живую жизнь человека,животных и растений, предполагает минимизацию разрушения, нарушения, уничтожения, искажения сложившихся форм жизни, их качества.

Соотношение психологии и биоэтики — во многом неизведанная область знания. Одна из важных задач современной психологии — рефлексия о последствиях для деятельности психологов и психиатров признания основных биоэтических постулатов. Это означает, например, благо для человека, привыкшего к своему статусу неудачника и «бедняги», нуждающегося в помощи (и привыкшего регулярно ее получать от близких и дальних знакомых), и как можно ему не навредить, если он не хочет (и не может, не готов) с этим статусом расстаться? Как соблюдать автономию личности, не желающей быть авто-номной? Как соблюдать справедливость, если человек понимает под ней свое и только свое исключительное право? Развитие биоэтики в России должно помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит вы-работать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества.

21. Психологическая деонтология и биофилия.

Э.Фромм называет любовь ко всему живому биофилией, видит в ней созидательное, конструктивное начало культуры, противостоящее некрофилии — любви к смерти и всему неживому. Он отмечает социальную опасность распространенной черты современной личности: слабеющий интерес к людям, природе, к живым структурам и одновременно растущее внимание, «живой интерес», граничащий с любованием, к механическим, неживым объектам, достижениям технического прогресса. Психологу, по-видимому, необходимо культивировать в себе биофилию —любовь к природе вообще. Природа, как и искусство, позитивно влияет на психику человека, способствует ее реабилитации; психолог обязан считаться с этим и уметь использовать ресурсы природы в своей деятельности. Это и прогулки, и общение с животными, и умение видеть красоту природы, которые необходимо культивировать в себе.

22. Гуманистическая миссия профессии психолога.

23. Этические проблемы психиатрии.

Этическим проблемам психотерапии в последнее время уделяется все большее внимание. Как и вообще в работе специалистов-пси- хологов, в большинстве этических кодексов постулируются принципы «Не навреди!», конфиденциальности, осведомленного согласия, необходимости действовать лишь в пределах профессиональной компетенции. Автор одной из работ приводит данные ряда специальных этических кодексов, определяющих принципиальные основы деятельности в психотерапии «Этический кодекс психотерапевта» (Code of Conduct... British Psychological Society, 1993; Committee on Ethics..., 1988). В них также особо подчеркивается значимость предписания «не эксплуатировать отношений зависимости, возникающих в ходе терапии». Автор обращает внимание на особые случаи нарушения конфиденциальности, когда существует реальная угроза здоровью или жизни пациента или других людей. Этические и юридические аспекты ограничения конфиденциальности возникают и требуют профессионального решения терапевта, когда речь идет о психотерапии пациента, склонного к имеющим циклический характер правонарушениям сексуального или педо- филического свойства. Обращается особое внимание на психологическую форму психолога-психотерапевта, необходимость отказа от практики в периоды личностных кризисов, в случаях алкогольного или наркотического опьянения

Специалисты квалифицируют как нарушения норм профессио-нальной этики фамильярность в общении с пациентом: обращение «на ты», похлопывание по плечу, объятия, прогулки и контакты за пределами кабинета, сеансы за обедом и с алкоголем, недопустимость намека на возможность сексуальных контактов. В кодексах профессиональной этики предлагается установление «границ» контактов, близости в отношениях с пациентом. Несмотря на многие отрицательные последствия так называемой «зависимости» пациента от психолога, специалисты все чаще приходят к выводу, что полностью отрицать ее нельзя. Чем выше профессионализм психолога, тем выше и его авторитет влияние на пациента, клиента, тем сильнее зависимость последнего от него. Даже не осознаваемая, она может быть позитивной, если ясны позиции, пример поведения, доброжелательность, вера в человека.
внимания уделяется ятрогениям — психогенным заболеваниям, воз-никающим из-за неправильного поведения врача и медицинского персонала».
Так, например, сегодня в России закон запрещает психиатру приходить к пациенту по вызову его родственников, не поставив его самого в известность о своей специализации. Закон призван исключить ситуации, подобные описанной в кинофильме «Кавказская пленница», герой которого Шурик оказался пациентом психбольницы по заявке «товарища Саахова». В психиатрии особо важно является информированное согласие на определенные формы лечения, в особенности в ситуациях полной или частичной утраты пациентом вменяемости. Здесь решения могут приниматься только в условиях контакта с самим больным, его опекунами или родственниками: «Пациент считается компетентным принимать решения относительно предлагаемой психиатрической помощи, если противное не доказано в установленном законом порядке»38

Конфиденциальность и информированное согласие как важные принципы этики психиатра понимаются профессионалами как необходимость:

— по возможности ставить пациента в известность о возможной неизбежности раскрытия информации (о его диагнозе, госпитализации);

— вовлекать пациента в процесс раскрытия (информации о ди-агнозе) (делать его «соучастником» раскрытия);

— раскрывать конфиденциальную информацию только в той мере, какая необходима для цели раскрытия;

— не ущемлять при этом интересов третьих сторон;

—конфиденциальность как общее правило распространяется на я психиатра к третьим лицам, которые сообщают ему сведения, имеющие значение для оценки состояния пациента. Психиатру не следует без разрешения лица, предоставляющего такую информацию, раскрывать ее характер и источник перед кем-либо, включая самого пациента».

В отношениях с пациентом психиатр (врач, консультант) проявляют сочувствие и внимание, которые квалифицируются как эм- патия и синтония.

В Российском Кодексе профессиональной этики психиатра особо оговаривается «терапевтическое сотрудничество» с пациентом. Оно предполагает установление доверительных отношений, нацеленность пациента на благоприятный прогноз, по возможности объяснение пациенту терапевтических целей и тактических задач пси-хиатра, самонаблюдение пациента за эффективностью действия препаратов и процедур.

Как отмечается в названном исследовании, «задачей психиатрической этики является ограничение сферы принуждения при оказании психиатрической помощи до пределов, определяемых медицинской необходимостью, что служит гарантией соблюдения прав человека».

Вызывают опасения специалистов такие проблемы, как размывание границ профессионализма в психиатрии, когда диагностическую, консультативную и даже лечебную помощь оказывают люди, являющиеся выпускниками курсов переподготовки психологических факультетов, но не имеющие сертификатов по клинической психологии, т. е. не психиатры. Наряду с этим на противоречия и трактовке вопросов этики в психиатрии оказывают влияние дискуссии сторонников биологической, психологической и социальной моделей в психотерапии; неопределенность разграничения между наукой и искусством в психотерапевтической практике, отсутствии безусловной научной достоверности даже в достижениях классического психоанализа, огромное разнообразие методик и лечения, большинство которых не апробированы, теоретически слабо обоснованы. Специалисты, отмечающие нарушения профессиональной этики недобросовестными и, как показывают результаты обсуждений, как правило, неквалифицированными психиатрами, обращают особое внимание на следующие нормы, принятые в отечественной Профессиональной психотерапевтической лиге.

• Эффективность и безопасность психотерапии должна оцениваться точно так же, как и эффективность и безопасность любого другого лечения в психиатрии, т. е. должны существовать критерии показаний эффективности, безопасности и контроля качества.

• На применение психотерапии должно быть получено информированное согласие, особенно в тех случаях, когда пациент полностью понимает пользу и возможный риск лечения. Информирование пациента должно быть частью начальной стадии процесса психотерапии.

• Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной психотерапией, когда для лечения пациента необходима и психофармакотерапия.

• Необходимо строго соблюдать конфиденциальность. Пациенты, проходящие психотерапию, имеют право знать о возможностях раскрытия информации,

полученной в ходе психотерапии, третьим сторонам, например, в целях исследования или семейной психотерапии.

• Только те психиатры и психологи могут использовать психотерапию, которые прошли специальное обучение по применению техник.

• Необходимо понимать опасность нарушения границ в отношениях с пациентами с целью получения личной, сексуальной, финансовой, академической или профессиональной выгоды.40

22:25 

1. Нравственное сознание личности и общества.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не
Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.
В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.


2. Нравственность и мораль в системе культуры.

Мораль (от латин. moralis - относящийся к нраву, складу души, привычкам) - это сочетание норм, правил, принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения.

Мораль возникает как исторически первая форма общественного сознания задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Своим происхождением и ролью моральное сознание обязано тому обстоятельству, что в условиях общественного бытия, в любой системе экономических отношений функционируют два уровня интересов:

- интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т. д.);

- интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей.

Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности сочетание этих двух уровней интересов всегда конкретно - исторически обусловлено, носит противоречивый характер.

Моральное (нравственное) сознание включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.

Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д. На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления менялись. Принципы морали - более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как: «уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т. п.

Основными нравственными понятиями являются:

- добро и зло (противоположные нравственные начала в человеке, выражающие: добро - позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло - агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

- долг - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;

- совесть - соотнесение поступков человека с общепризнанными нормами морали;

- гуманизм - признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т. н. «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами сформулировать «золотое правило» можно так: «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. В свою очередь, семья вырастает из любви как нравственно-этического начала. Взаимная любовь задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Помимо любви, опорой семейной жизни является чувство долга. Если его утратить, то будут потеряны и любовь и семья. Отсюда смыслом семейной жизни является сохранение и поддержание той атмосферы, которая способствовала созданию семьи.

3. Предмет и основные категории этики.
Основные категории этики.

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.



Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

Долг - категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу и другим людям ним в конкретных условиях.

Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

4. Возникновение морали и её место в жизни общества

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль. Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

1. Носила безусловно – запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли – на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

2. Регулировала семейно – брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана, которое возникает много позже.

3. Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.).

Мораль в нашем понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность. «Илиада» Гомера описывает мораль этого периода.

5. Смежные области психологической этики.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.
Деонтология или деонтологическая этика (от др.-греч. δέον «должное») — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики[1][2]. При вынесении оценки совершённому действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определённым правилам. Иногда её называют этикой долга или долженствования, либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга.

Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр. И чета про эти науки понаписать чуть-чуть

6. Социально-нормативная этика.
Социальная этика возникла уже у Платона и Аристотеля, но получила широкое распространение с появлением современного общества. Платон в теории идеального государства рассматривает и по- своему решает важнейшую проблему социальной этики — проблему справедливости. Аристотель также рассматривает проблемы индивидуальной этики в широком социальном контексте. В работах "Никомахова этика" и "Политика" он утверждает, что этика является частью политики и важным элементом пауки управления обществом. Цели этики и политики совпадают — это воспитание добродетельных индивидов как необходимое условие для существования благополучного (счастливого) общества. Поэтому этика индивида у Аристотеля является частью социальной этики. Свое подлинное развитие социальная этика получила в современном обществе и выступает важным элементом его самоорганизации. Социальная этика — учение о целях и ценностях современного общества. Она рассматривает поведение человека в контексте социальной системы отношений, содержащей определенные правила, ценности и нормы (социальный порядок), которые отдельный индивид не может изменить и к которым вынужден подстраиваться. Социальная этика рассматривает вопрос о том, какое влияние на поведение людей оказывают отдельные организации (социальные институты) и общий социальный порядок, а также каким образом можно усовершенствовать их деятельность, чтобы они порождали социальные добродетели. Все виды общества можно разделить на три типа — традиционное, современное (индустриальное) и постсовременное (постиндустриальное и информационное общество). Если в основе традиционного общества лежит религиозная мораль и индивидуальная этика самосовершенствования, то в современном обществе центральное место занимает социальная этика, задающая масштаб деятельности человека. Для осознания роли социальной этики необходимо понимать специфику современного общества, его отличия от традиционного, а также сущность культурного сдвига, связанного с переходом к постиндустриальному (и затем информационному ) обществу. Современное общество является результатом собственной самоорганизации, оно радикально отличается от традиционного и основано на иных формах социального взаимодействия и организации труда, возникающих в крупных социальных структурах: фабриках, предприятиях, корпорациях, организациях, государствах. В традиционном обществе основным масштабом деятельности человека была религиозная мораль, действовавшая в ограниченном пространстве личных связей, существовавших в совместном пространстве. В современном обществе не индивидуальная мораль задает масштаб деятельности человека, а социальные институты определяют характер индивидуальной морали и, соответственно, способы поведения индивида. Каков институт — таковы правила, какие правила — такие люди. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она по каналам этического образования и нравственного воспитания непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Но для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности. Традиционная задача этики – быть

«практической философией» реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она, по каналам этического образования и нравственного воспитания, непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности.

7. Квалификационные требования к специалисту.

Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности. Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской. Операциональная сфера – это совокупность средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей. Среди важнейших операциональных показателей развития профессионала – профессиональные способности, позволяющие личности как можно более полно отвечать требованиям профессии. Кроме этих требований существует требование опыта практической работы. В соответствующих нормативных документах многих стран содержатся указания на то, что полноценным психологом- консультантом или психологом-психотерапевтом можно стать после прохождения практики (500- 600 часов) под руководством профессионала, а также по достижении определенного возраста (27- 29 лет). Зарубежный опыт показывает, что оценка уровня квалификации – это важнейших элемент регуляции их деятельности. Так в США и многих Европейских странах лицензирование и сертификация психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психолога пользуются специальные комиссии, состоящие не только из чиновников, но по большей части из представителей университетских кафедр, клиник, центров реабилитации и др. Осуществляется комплексная проверка кандидатов на получение лицензии, состоящая из профессионального экзамена и анализа опыта их самостоятельной практики. В нашей стране целостной комплексной системы проверки соответствия квалификационным требованиям психологов на разных этапах их профессиональной деятельности пока нет. Исключение составляют многочисленные курсы повышения квалификации для работников образования, медицинских работников и др., позволяющие подтвердить или повысить свою профессиональную категорию. Качество обучения на таких курсах, как правило, оставляет желать лучшего.

8. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением профессиональных кодексов.

Контроль за соблюдением норм кодекса профессиональной этики возлагается на квалифицированную комиссию, которая создается специально Основным институтом, обеспечивающим контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими норм профессиональной этики, являются комиссии по служебной этике и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии в настоящее время созданы во всех государственных органах, типовое положение о комиссии утверждается указом Президента РФ (см. Приложение 3).

9. Профессиональная этика и психология, культурология и эстетика.

10. Основные категории этики. ЗУЕВА

Категориями этики являются наиболее общие понятия, которые отражают основные и существенные моменты морали. Они формируют целостную систему и теоретическое содержание этики. Специфика этических категорий в том, что кроме гносеологического момента они содержат ценностные и нормативные элементы. Другими словами, они не только отражают нравственные отношения, но и оценивают, рекомендуют или запрещают что-либо. К основным нравственным категориям относится благо, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и т.д.

Добро и зло – это фундаментальные морально-этические категории которые выражают моральную оценку условий, действий и поступков как отдельного человека, так и социальных групп, коллективов, классов, а также различные социальные события. Они характеризуют деятельность человека с точки зркения её нравственного значения. Эти понятия имеют конкретно-исторический характер, их содержание изменялось в процессе исторического развития. В первобытном обществе добро было связано с полезной деятельностью для коллектива, а зло – с вредными для него действиями. С возникновением классов мораль приобретает классовый характер, одни и те же поступки, события оценивались одними слоями общества как добро, другими – как зло. Последующее развитие общества способствовало более многосторонней моральной оценке социальной ценности явлений, их полезность. На протяжении истории в понятиях добра и зла закреплялось нечто общее, что позволяло отличать моральное от аморального. Хорошо - это то, что общество считает приемлемым, что оно рекомендует для себя и своих членов, то что утверждает в поведении людей из прошлого, настоящего и рекомендует для будущего. Нравственно (добро) есть то, что соответсвует интересам, потребностям, надеждам людей, безнравственно (зло) – то что приходит в противоречие с ними. Добро и зло должны быть связаны с объективными тенденциями социального прогресса. Добро - это такое поведение и деятельность которые соответствуют прогрессу общества и личности, которые ориентированы на сохранение и всестороннее развитие человека как высшей социальной ценности. Зло отождествляется с теми формами поведения и социальной деятельности, которые препятствуют индивидуальному и социальному прогрессу.

Благо (добродетель) – этическое понятие с оценочным и нормативным содержанием, отражает положительные свойства людей – соблюдать идеалы, нормы и принципы морали. Порок есть характеристика отрицательных моральных качеств, безразличие и несоблюдение нравственных норм. Благо формируется в процессе воспитания и социальной деятельности, в результате освоения нравственной культуры. В разные эпохи это понятие имело разное содержание и изменялось одновременно с изменением общества и моральных норм.

Честь – этическая категория, выражающая отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно основывается на искренности и взаимном доверии, на соблюдении и выполнении данных обязательств относительно других людей и общества. Честь вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие.

Совесть – категория этики характеризующаяспособность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.Совесть - это одно из выражений нравственного самосознания личности, это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть - это один из наиболее древнейших и интимно-личностных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – категория этики, отражающая моральные обязанности человека, выполняемые из сознательного побуждения. В долге находит выражение требования общества по отношению к личности и обязанности личности по отношению к обществу. Поэтому содержание и ценность морального долга имеет конкретно-исторический характер в зависимости от периода развития общества. Вместе с тем, в понятии морального долга включается и необходимость выполнения некоторых общечеловеческих норм морали, вытекающие из совместной жизни людей. Моральный долг носит императивный характер, это своеобразное принуждение. Поэтому осознание морального долга выступает как внутреннее требование, помогающее человеку лучше ориентироваться в своем поведении и выполнять лучше свои

обязанности, соблюдению моральных требований даже в отсутствии элемента принуждения. В христианской этике моральный долг определяется сверхестественными силами. В идеалистических системах долг понимается как нечто абстрактное вне реальных связей, как продукт сознания (как у И.Канта категорический императив). Профессия врача обязательно предполагает осознание долга, обусловленный особенностями его деятельности. Высший моральный долг врача – в бескорыстном служении больному.

Достоинство – этическая категория, выражающая моральную ценность человека, его отношение к самому себе и признание или непризнание обществом его личностной ценности. Достоинство – это форма самосознания и самоконтроля личности, способ понимания человеком своей ответственности по отношению к самому себе как моральное существо. Чувство достоинства не позволяют человеку совершать поступки не соответствующие его поведению, убеждению и в тоже время уважать достоинство других людей. Таким образом, достоинство способствует моральному совершенствованию личности. Общество, в свою очередь, обязана признать и обеспечить необходимые условия для проявления достоинства всех её членов. Достоинство есть важный аспект моральной и социальной свободы человека. Понимание этой категории было различным в зависимости от ступени развития общества и философско-этических доктрин. В религиозной этике достоинство и моральная ценность человека связаны с выполнением им определенных религиозных рекомендаций.

Счастье– понятие морального сознания, означающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенностиусловиями своего существования, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В его содержании переплетаются не только доминирующие социальные потребности, идеалы, но и цель, смысл жизни, мечты и повседневные желания личности. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отлтчие от неё означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений. Счастье тесно связано сосмыслом жизни – понятие присущее любой мировоззренческой системе, обозначающее назначение, цель жизнедеятельности людей. Оно определяется содержанием массовых представлений о путях достижения счастья, поисков идеалов.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

11. Этические антиномии: добро и зло. ЗУЕВА

нтиномия (в логике) – это такое противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо. Антиномии в морали – это противоречивые свойства морали, наличие каждого из которых можно подкрепить логическими аргументами.

"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качества человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.

Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости,

жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство. Когда ради какой-то выгоды, мы поступаемся своими нравственными принципами - во всех этих случаях мы совершаем поступки, которые могут квалифицироваться как злые - как моральное зло.

Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой. Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.

Религиозная этика утверждала, что добро - есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку - грех, который совершили Адам и Ева является источником существования зла на земле. Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной "природе человека", в его стремлении к наслаждению, счастью.

Так этика гедонизма утверждает, что добро - это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему. Добро - это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость - добро; страдание, горе, неудовольствие - зло. Однако сразу же можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от среды, возраста, образования, следовательно, сами по себе положительные и отрицательные эмоции объективно не несут в себе определений добра и зла.

Этика утилитаризма утверждает, что добро - то, что полезно индивиду, а зло - то, что вредно. Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: "Зная лучшее, следую худшему". Кроме того, мы знаем, что в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей - это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

Релятивистская этика утверждает, что различие между добром и злом не заложено в природе, а существует только во мнениях людей. Из этой точки зрения следует, что существует столько равноценных моральных суждений, сколько есть народов и лиц.

Главный недостаток релятивистской этической теории заключается в том, что невозможно выделить общечеловеческое содержание морали, т.е. то начало в ней, которое сохраняется в разные исторические эпохи у разных народов. К тому же подобный взгляд часто ведет к имморализму (отказу от морали вообще).

Современные этические теории считают, что определение добра практически невозможно (интуитивизм), либо добро целиком зависит от личного замысла индивида (экзистенциализм)

16:08 

Правда жизни в литература и Никитин

Представления о том, как должен выглядеть художественный текст у мужчин и женщин разное, что ни говори. И это я сейчас не про сюжет, а про стилистику. Сюжеты и герои у нашумевшего в своё время и классного автора Юрия Александровича Никитина определённо интересны, но вот стиль написания художки меня угнетал. Особенно меня это расстроило, так как первый текст Никитина, с которым я ознакомилась был легким, живым, но главное идеологически со мной резонирующим. Это было литературоведческая работа и возможно из-за смены жанра автор и поменял стиль повествования на живой и вдохновенный, что было ему, по мне, только в плюс.
Но закончу с лирикой и трактат о стилистике и пытках над языком оставлю до лучших времён, писать пост я начала, потому что мне надо было банально проораться куда-нибудь.
Встречающиеся нам люди как известно наше зеркало. Признаю и не отрицаю в себе косяк позанудствовать, отпустить шпильку в адрес того, кто переврал элементарные всем известные факты. Но как же меня чёрт возьми вымораживают люди придирающиеся к чужому тексту со своими "Вас роняли в детстве? Не было в крестьянской России огурцов!" Однако, здравствуйте, вы не историческую хронику читаете, а художественную литературу. Захлопнитесь, нэ? Возвращаясь к началу, объясняю почему начала с Никитина. Потому что безумно рада, что ознакомилась с его книгой и оформила своё мнение на данный вопрос, которое заключается в том, что правда литературы важнее правды жизни, что важно уточнять детали по техническим справочникам, но если это реалистические особенно мешают ткани повествования, то к черту реализм!
А то пишут тут всякие "средневековый рыцарь был болезный, стремный и тупой, средневековая баба была покорной и ещё более тупой, потому что в отличии от рыцаря не знала за какой конец берётся меч, и все разумеется немытые" и что по вашему интересного можно накатать про двух дебилов!?
Таким образом, кто угодно может что угодно нести про необходимость правды жизни в литературе, но Славянская образованная волшебница внутри меня против!

03:43 

Когда нашёл интерпретацию к MMPI...

"Я не депрессивный шизофреник!" радостно проорала я в 4 утра, перебудив половину соседей, сталинка же.
В режиме зомби доделываю работу на допуск к экзамену и осознаю, в который раз любовь к своей учебе.

Зелёный свет больной фантазии!

главная