"Если бабочка взмахнёт крыльями в Бразилии, над Техасом пронесётся торнадо".
"Хелло, Долли" 19.01.11.
И ещё один спектакль, казалось бы уже очень знакомый, но … разве можно угадать, как будут развиваться события, если наконец-то попадаешь на желаемый состав? Заранее известна только основная канва, а вот те самые подробности, из которых и состоит талант, их предвидеть невозможно… И … известны ли они до мельчайшей точности самим актёрам – сие мне как зрителю и неведомо, и … наверное досконально знать бы не хотелось, потому что тогда пропадает тайна. Тайна Рождения. Сиюминутного рождения эмоций здесь и сейчас в момент игры и мгновенной ответной реакции на эту игру зрительного зала. Вот наверное за этой тайной и идёшь всякий раз, предвкушая, мечтая, ожидая …Веруя в реальность игры:-)
Всё-таки этот спектакль благодаря актёрам стал ярким и отчасти непредсказуемым. Одна и та же сюжетная линия в исполнении разных актёров представляется порой невероятно различной и по глубине переживаний, и даже по тому, кто будет центром происходящего действа. Иногда это исключительно ОНА – Долли. Не важно, кто вокруг, кто так сказать создаёт фон, – всё равно героиня приковывает всё внимание. Иногда это двое – ОН и ОНА, оба яркие, неповторимые, ведущие каждый свою линию, и эти линии пересекаются то тут, то там. А вот если посчастливится, то в центре вихревого водоворота – ДУЭТ. И тогда вот она, зрительская удача – можно наслаждаться, увлекаться, удивляться, изумляться и … сокрушаться лишь об одном – о неповторимости каждого мгновения. Так вот в этот раз был именно ДУЭТ. Нежной, женственной, искренне открытой Долли и непоколебимо уверенного в себе, нередко безумно упрямого Гораса. Вновь ЕГ удалось нащупать именно свой, индивидуальный образ этой героини, не столь харАктерный, но невероятно притягательный. Чем? А вот наверное тем самым внутренним состоянием спокойствия, искренней доброты и … интуитивно-женской привлекательности. Никак иначе это не объяснишь, иначе почему Горас, слушая её отточенные рекламные речи о невестах-претендентках, бросает столь заинтересованные взгляды именно на ту, что их столь изысканно произносит? Долли обворожительна и капельку загадочна, стремительно- настойчива, а в следующий момент - поддатливо- мягка. Долли, возраждающаяся к новой любви, открывающая сердце для новой странички в своей судьбе, «пока ещё жизнь не прошла». Вот такой она предстала в этом спектакле и такой она мне очень и очень нравится:-) Известно ли самому Вандергельдеру, ЧТО он оценивает этими своими короткими резюмэ «отлично» - услышанную информацию или увиденную даму? Вероятно – вряд ли. Он не может даже предположить, ЧЕМ обернётся для него знакомство с Долли и практически весь спектакль Горас упрямо отстаивает свои позиции. Сначала абсолютно спокойно и уверенно, затем – пообщавшись с Ирен, его спокойствие сильно колеблется:-))) и он на повышенных тонах, клятвенно заверяет, что люди, с которыми он пройдёт на параде - «это будут НЕ ЖЕНЩИНЫ»!!! Затем невероятно занудливо, зараза:-)))), на том самом параде он требует у Долли вернуть гонорар, т.к. условия не выполнены:-))). Ох, вот тут и молоток был бы к месту, и подушка, и … вобщем руки тянутся изничтожить этого строптивца:-))))) В финале невероятно «гармоничного» обеда Горас срывается на громогласный крик. Явно, что конкретно в данный день в данном спектакле индейка была готова взлететь:-))), а устрицы уплыть:-))), и не ожили они исключительно по причине реквизиторской ненатуральности:-))) ( или по режиссёрскому недомыслию:-))) Зато грозил увольнением всех Вандергельдер так неистово, что вероятно некоторые реплики ещё с дневной репетиции были искренне восприняты в свой адрес техническими службами театра:-) Исключительно этим:-) ))) можно объяснить казус появления Долли в «Гармонии», заслонённой от зрителей опустившимся перед её носом плафоном:-(((
Но мне почему-то всё время кажется, что кульминационная сцена для Гораса – это отнюдь не крики и возмущения в ресторане, а то, что происходит в доме Флоры. Она абсолютно без слов, эта сцена, и её вообще можно не заметить и пропустить, если увлечься дуэтом Корнелия и Ирен. А если всё-таки на его фоне обратить внимание на главного героя - становится виден весь спектр его душевных переживаний. Пока Корнелий рассказывает, что значит для него встреча с Ирен, Горас просто рождается заново. Сначала он смотрит на своего приказчика с абсолютным непониманием и немым вопросом «что за бред, какая такая любовь?», затем … с удивлением …, затем … что-то начинает просыпаться в его душе, и видимо давно забытые ( а может быть – задавленные, вытесненные) чувства стремительно набирают силу. И вот уже нет возможности противиться этим чувствам, и шляпа сжимается в руке, словно это последняя попытка сдержаться, не раскрыть собственной души, признаваясь себе, но хотя бы не признаться остальным, что он … тоже может любить, умеет любить, и ЛЮБИТ!!! Как же неистово тяжело даётся ему это последний шаг! Как невозможно самому себе разрешить опять быть открытым, щедрым, добродушным … И всё-таки он находит в себе силы признаться в своих чувствах – так эмоционально-возмущённо, так непокорно, как может только он:-) – обвинив Долли в множестве самых разных грехов, выплеснув все свои эмоции. всю свою боль и … став сразу открыто-беззащитным. Вот так играет Гораса В.Иванов. Пожалуй … мужчина, не умеющий любить, действительно отчасти выглядит идиотом:-), но … даже в таком абсолютном упрямце можно разглядеть страстного и благородного героя, если рядом оказывается женщина:-) «Что может женщина»:-))) Когда ЕГ удаётся нащупать эту тонкую нить роли, в которой переплетается чувственность, душевная теплота, мягкая женственность и в то же время непреклонность характера, - с огромным наслаждением внимаешь каждому слову её героини, а на сцене действительно рождаются эмоции и взаимоотношения:-)
Относительно остальных:-))) Ирен - Криницкая была опять на удивление соблазнительно хороша и традиционно элегантна. Но без мелких «шпилечек» не обошлась – выбирала блюда долго и со вкусом, тщательно изучала меню, играя на нервах всех присутствующих, и в итоге среди заморских деликатесов опять невинно проскользнули «обезьяньи мозги по-узбекски» и вино 1917 года:-). Остальная троица образовала на сцене компанию стихийных самоубийц. Очаровательна Минни – Симонова:-) со косичкой торчком и этой невообразимой баснословной наивностью:-) заказала полстакана молока и селёдочку, вторые полстакана заказал Барнаби-Каминский, но уже с солёными огурцами … Корнелий - Кирюхин гордо отказался от предложенного кефира и кильки, и его «ломтики вчерашнего хлеба» напомнили «три корочки» Буратино в харчевне «Трёх пескарей».
Роскошна Коледова – просто восхищаюсь её Флорой. Изумительно играет Марина Викторовна, всегда с настроением и истинным оперетточным куражом. А уж за то, как шикарно Флора в этом спектакле взяла на мушку собственного брата:-))) – это отдельное браво!
Вообще в этом спектакле есть моменты, где … имеет смысл наблюдать … не за основными действующими лицами конкретной сцены, а … за вторым планом:-) Не, ну один раз посмотреть, как Кирюхин – Корнелий «с лицом Геракла» воодружает баррикады из стульев и стола, можно конечно:-) Но … а дальше-то гораздо интереснее смотреть, как за этим титаническим процессом наблюдает Малачи – Маркелов:-), тихо отпуская себе под нос невозмутимые констатирующие фразочки «ну вот, перевернул», и … как он и Ирен между делом строят друг другу глазки:-))) А … этот неповторимый ужин Вандергельдера и мисс Доллар?:-))) Это облако пудры над столом:-), попытки утихомирить «богатую наследницу» и не дать ей напиться тщетны – дама с «глазами-монетами» привычно хлещет из бутылки:-))). Меркулова просто звёздно проводит эти сцены:-))) Вобщем … талант – это подробности, сказал кто-то из классиков. И в каждом спектакле этих подробностей столько … что на них он зачастую и выстраивается во всей своей полноценности.
А в итоге – Долли таки удалось уломать этого упрямца Вандергельдера:-)))) Да-да:-)))) И опять звучало на сцене «Хелло, Долли» в исполнении В.Иванова, эти четыре строчки, всего четыре – преступно мало!!!!, с таким драйвом, с таким внутренней энергетикой, с таким выплеском эмоций в зрительный зал, словно искрящийся фейерверк чувств вновь, как будто впервые, родился на этой сцене. С таких спектаклей не хочется уходить:-) И они запоминаются:-) и хранятся в лабиринтах памяти очень и очень долго:-).
Спасибо!:-)