La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Те, кто читал роман Э. Золя "Жерминаль", помнят, конечно, сцену, когда после аварии в шахте отрезанный от выхода и обреченный на смерть шахтер занимается любовью со своей только что погибшей возлюбленной. Бросают своих героев в объятья мертвецов писатели-постмодернисты (Вик. Ерофеев, Владимир Сорокин и другие). Но, как известно, все новое - хорошо забытое старое. В сборнике старинной китайской прозы Лю Ицина "Истории тьмы и света" (I-IV вв.) есть короткая новелла "Как мертвая родила". Приведу ее целиком.
"Ху Фучжи, живший в области Цяо, взял жену из рода Ли. Десять лет с лишним они не имели детей, и вот жена умерла. Убитый горем, плача, он произнес:
- Не оставить после себя живой плоти, которая бы о тебе скорбела, что может быть хуже такого несчастья?!
Внезапно жена поднялась и села на смертном одре.
- Я так растрогана вашими, господин, страданьями и печалью,- промолвила она,- что тела моего до сих пор не коснулось тленье. Можете приблизиться ко мне, не зажигая фонаря или свечи, и, как поступали всю жизнь, соединить мужское и женское. Тогда я рожу для вас сына.
Закончив речь, она снова легла.
Фучжи, как ему было сказано, зажмурившись, впотьмах приблизился к умершей и совокупился с нею. Потом же со вздохом сказал:
- У мертвых все не так, как у живых. Сделаю-ка я ей отдельное жилище, и пусть лежит. Подожду сполна десять лун. А после предам земле.
Постепенно стали замечать, что тело жены теплеет. Словно бы и не умирала совсем. А по прошествии десяти лун действительно родился мальчик. Мальчика назвали Линчань - "Чудесно рожденный".Человек, о котором в 1991 году поведал читателям еженедельник "Щит и меч", вряд ли читал "Историю тьмы и света"....29 июля около 22 часов на Бурковском кладбище двое сотрудников милиции остановили велосипедиста, разъезжавшего по тропинкам деревенского погоста. На вопрос, что он делает на кладбище в столь неурочный час, пожилой мужчина ничего вразумительного не ответил. В отделе внутренних дел установили личность задержанного, некоего Дамаки *, изъяли у него фонарь, нож, стамеску и полиэтиленовый пакет, после чего кладбищенский велогонщик признался, что он в очередной раз намеревался взломать гроб для совершения полового акта с трупом.
На допросах Дамаки показал:
"С 1972 года я проживаю в Московской области. Работаю в совхозе в должности скотника-пастуха. Проживал с женой. От брака имеем сына.
Последнее время с женой живем плохо, в связи с чем с марта 1986 года проживаю отдельно. Отношения испортились из-за связи с женщиной, о чем жена узнала и постоянно меня укоряла...В марте - апреле 1985 года у меня стали возникать сильные половые возбуждения. Решил удовлетворить половую страсть с трупом женщины. Пошел на Рогожское кладбище, взяв велосипед, стамеску для взлома гроба и фонарь. Приехал я на кладбище около 23 часов. Убедившись, что никого нет, нашел могилу недавнего захоронения по свежим венкам. Дорыв до гроба, я стамеской попытался открыть крышку, однако этого сделать не смог, после чего сломал верхнюю часть грышки гроба и через образовавшийся пролом за ноги вытащил из гроба труп...В августе 1985 года в местной районной газете прочел некролог. Он был подписан: "Коллектив училища..." Я нашел эту могилу. Разрыл ее лопатой, потом при помощи стамески взломал крышку гроба и за ногу стал вытаскивать труп. Вытащить его не смог, после чего с кладбища ушел.
В начале октября поехал на Нофиевское кладбище. С краю я увидел "свежую" могилу. Что похоронена женщина, определил по надписям на венках. Невдалеке я нашел лопату, которой стал разрывать могилу. Услышав со стороны деревни голоса приближавшихся людей, испугался, засыпал немного могилу землей и убежал.В марте 1986 года я вновь приехал на Бурковское кладбище. В низине увидел "свежую" могилу, на которой находилась фотография молодой девушки. Лицо девушки мне понравилось, и я решил вскрыть могилу. Разрыв ее на глубину около 0,5 метра, я обнаружил, что дальше находится вода, а земля мерзлая и ее трудно копать. Поэтому решил отказаться от замысла.Через несколько дней приехал на Бурковское кладбище. Нашел лопату и стал разрывать могилу. Начался сильный дождь, копать стало труднее, и я с кладбища уехал, слегка засыпав могилу землей.Таким образом, я полностью признаю себя виновным в 10 случаях разрытия могил"."Местные жители,- пишет журналист А. Тарасов,- узнав имя здешнего некрофила, сказали свое слово, как приговорили: за такие нелюдские плотские вакханалии дьявола в человечьем обличье к стенке поставить мало - четвертовать бы его да еще выбросить бренные останки на съедение хищным тварям". Однако "самый гуманный в мире" советский суд не пошел на поводу у населения и решил, что 42-летний Дамаки психически ненормален, вследствие чего подлежит освобождению от уголовной ответственности и направлению для лечения в специальную психиатрическую больницу.Семейный иллюстрированный календарь, издававшийся в России в конце XIX - начале XX века, "порадовал" однажды своих читателей следующей историей."В городке Камиобассо, в Нижней Италии, работница Фелиция, мать двух сыновей, внезапно почувствовала родовые боли. Роды, однако, не подвигались по причине чрезмерной слабости больной. Женщина лишилась чувств, и призванный врач объявил ее мертвой.Вскоре надлежащее ведомство выдало обычное свидетельство о смерти, и тут же начались приготовления к погребению. Причем по обычаям страны покойнице связали руки и ноги *.По прошествии двух дней должно было совершиться другое погребение, и могильщику, который раскрыл общую могилу, представилось ужасное зрелище. Опущенная в нее два дня назад покойница, освободившись силою от связывавших ее уз, держала в руках новорожденного, уже мертвого мальчика".1974 год. Пригород Лос-Анджелеса. На старом кладбище... гости. Они чинно восседают на могильных плитах согласно высеченным на них фамилиям с указанием только даты рождения. Неподалеку стоит запряженный лошадьми древний катафалк. Из церкви доносится похоронная органная музыка. Официантки в черных платьях и траурных вуалетках разносят коктейль "Кровавая Мэри". А тут же за покрытым черным крепом столом восседает демоническая личность - американский кинорежиссер Альфред Хичкок. Он ставит очередной фильм ужасов под названием "Обман". 75-летний маэстро "загробного юмора" в интервью газете "Интернэшнл геральд трибюн" поведал, что всю жизнь мечтал поставить картину с центральной сценой "обед гурманов на кладбище".Отмечу, что Хичкок, всю жизнь смеявшийся над смертью, прожил в общем достаточно долгую жизнь. Он умер 29 апреля 1980 года, не дотянув до 81 года лишь трех с половиной месяцев.Но если могилы с именами живых Хичкок "организовывал" для съемок, то в нашей стране такое случается совсем по иной причине. В эпоху тотального дефицита и повышения цен многие граждане нашего отечества запасаются предметами не только для жизни, но и для смерти. Так, в 1981 году житель Москвы Серафим Никулин поставил себе на кладбище, в семейной ограде, могильный памятник, на котором выбиты его имя, фамилия, отчество, год рождения, вклеена керамическая фотография,- в общем, все, что надо, кроме даты кончины."Не судите меня строго,- сказал Никулин в 1990 году узнавшим об этой истории журналистам,- что, мол, еще живой, памятник себе поставил. Решил так сделать, чтоб сердцу было спокойней. Ведь, возможно, что, когда придет пора, родным и близким просто не под силу будет его поставить..."А в последнее время московские кладбища стали заселяться живыми людьми. Это бомжи, не имеющие крыши над головой. Кладбище привлекает их отсутствием суеты, милиции и возможностью питаться едой, приносимой родственниками на могилы умерших.Случаются в Москве и ограбления могил. Памятна недавняя история, когда было вскрыто свежее захоронение маршала С. Ахромеева и с покойника сняли маршальский мундир. Но это еще цветочки по сравнению с Западом, где время от времени крадут не только мундиры, но и мертвецов .Разумеется, могилы пользуются вниманием не только некрофилов, режиссеров, бомжей и грабителей. Иногда фанатичные поклонники умершего растаскивают надмогильные сооружения "на память". В XVIII веке в Санкт-Петербурге жила юродивая Ксения, пользовавшаяся славой прорицательницы. После ее похорон на Смоленском кладбище суеверные люди растащили всю могильную насыпь, веря в чудодейственные свойства земли с места погребения "святой". Тогда на могилу была положена каменная плита. Но и она просуществовала недолго: ее разбили и по кусочкам растащили по домам, думая, что это принесет счастье. Положили вторую плиту - ее постигла участь первой. Разбивая плиту и разрывая землю, посетители бросали на могилу Ксении деньги, отдавая дань очередному суеверию. Лишь после того как смотритель кладбища укрепил на могиле кружку для сбора пожертвований, паломничество приняло цивилизованный характер. Через несколько лет на собранные деньги на могиле Ксении выстроили часовню.Весьма своеобразные надмогильные памятники существовали некогда на островах Борнео. Европейские этнографы, исследовавшие в начале века местных туземцев - даяков, с приятным удивлением обнаружили, что они никогда не лгут. Ложь считалась самым большим преступлением, и с совершившим его порывались всякие сношения. Но самое большое наказание ожидало лгуна после смерти. Для того, чтобы и все следующие поколения знали, что умерший был лжецом, ему воздвигали памятник из груды ветвей (кугут). Старания туземцев были направлены на то, чтобы сохранить кугут как можно дольше. Хоронили лжеца невдалеке от дороги, соединяющей две деревни, для того, чтобы каждый даяк, проходя мимо такого памятника лжи и лицемерия, вспоминал о необходимости быть всегда честным и правдивым и, называя имя погребенного здесь, клал одну или две ветки на кугут. В итоге могилы лжецов нередко походили на шалаш Ленина в Разливе.
***
Кто похоронен на самой посещаемой могиле в Израиле?
На одном из кладбищ в Израиле есть могила Гарри Поттера. Это был 17-летний рядовой армии Великобритании, который погиб в 1939 году в столкновении с повстанцами. С недавних пор эта могила стала самой посещаемой в Израиле и была внесена в список местных достопримечательностей.
Как не стоит благодарить датчан?
По-датски выражение «Спасибо за всё» (‘Tak for alt’) аналогично по смыслу выражению «Покойся с миром» и пишется на могильных камнях, поэтому в благодарственных письмах использовать его не стоит.
Какой президент США был перезахоронен 17 раз?
Президент США Авраам Линкольн после смерти был перезахоронен 17 раз либо из-за реконструкции гробницы, либо по причинам безопасности. При этом шесть раз его гроб вскрывался. Только в 1901 году, через 36 лет после смерти, тело Линкольна нашло окончательный покой.
Какая надпись украшает надгробную плиту одесского актёра, не утратившего чувства юмора до самой смерти?
На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М. Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».
Каким нелепым образом умер американский адвокат Клемент Валландигэм?
В 1871 году американский адвокат Клемент Валландигэм вёл дело, защищая человека, обвинённого в убийстве из-за ссоры в баре. Он построил доказательство невиновности на том, что пострадавший сам нечаянно застрелился, доставая пистолет из кармана в неудобном положении. Валландигэм захотел наглядно продемонстрировать такое развитие событий, положив другой пистолет себе в карман (как он думал, незаряженный). В результате адвокат, вынимая его, выстрелил в себя. От раны он скончался, а его подзащитный был оправдан.
Почему кажется, что у покойников некоторое время продолжают расти волосы и ногти?
Несмотря на распространённое мнение, что волосы и ногти растут ещё некоторое время у мертвецов, это не так. Этот эффект обусловлен тем, что кожа покойника усыхает, поэтому ногти и волосы начинают казаться больше, чем они были.
Кого и за что награждают премией Дарвина?
Для людей, умерших или лишившихся возможности оставить потомство в результате собственной глупости, учреждена специальная премия Дарвина. Её вручают как награду за услугу — изъятие своих генов из генофонда человечества. Одна из классических подобных историй произошла в одной египетской деревне. 18-летний крестьянин полез в колодец доставать упавшего туда цыплёнка. Так как он не умел плавать, то начал тонуть, и ему на помощь в колодец начали прыгать его родственники и друзья. Всего утонуло 6 человек, а цыплёнок в итоге выжил.
Каким образом китайцы в эпоху феодализма совершали самоубийство в целях мести?
В феодальном Китае нередко практиковалась месть через самоубийство, которое доведённый до отчаяния человек совершал во дворе дома обидчика. Китайцы верили, что душа самоубийцы не возносится на небо, а остаётся в этом случае в доме обидчика и приносит ему и его семье несчастья.
Чем объясняется особый способ захоронения людей — лицом вниз — во многих археологических находках?
Археологи иногда находят захоронения людей лицом вниз. Долго время считалось, что такое положение обусловливалось случайными факторами. Тщательное исследование этого вопроса на основе примеров подобных захоронений в разных уголках планеты из самых разных исторических эпох показало, что все они имеют одно общее: лицом вниз хоронили тех людей, которых не уважали и хотели унизить даже после смерти.
Какие медузы теоретически бессмертны?
Упрощённо жизненный цикл медузы можно представить так: они рождаются в виде полипов, затем переходят в медузоидную стадию, а затем взрослые медузы после размножения обычно погибают. Однако существует уникальный вид Turritopsis nutricula, медузы которого после размножения оборачивают свой жизненный цикл вспять и превращаются опять в полипов, чтобы затем снова развиваться в медузу. Таким образом, эти медузы теоретически бессмертны (умирают только по внешним причинам).
Какой небесный объект сопровождал рождение и смерть Марка Твена?
В 1835 году рядом с Землёй пролетала комета Галлея, а через две недели после её перигелия родился Марк Твен. В 1909 году он написал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Так и случилось: Твен умер 21 апреля 1910 года, на следующий день после очередного перигелия кометы.
Каким образом юнга Ричард Паркер повторил печальную судьбу своего литературного тёзки?
В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию — и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу, которого звали Ричард Паркер.
Каких животных назвали так же, как называли привидений в Древнем Риме?
В Древнем Риме лемурами называли души умерших, не нашедших покоя в царстве мёртвых и возвращавшихся по ночам в мир живых, пугая и преследуя людей. Когда в 16 веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромными светящимися в темноте глазами, то вспомнили о римских суевериях и тоже назвали их лемурами.
Каким жестом древние римляне приказывали убить поверженного гладиатора?
Мнение о том, что древнеримские зрители в Коллизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно. Оно возникло после появления картины ‘Pollice Verso’ художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст. На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.
Какие предметы лежат в склепе Боба Марли?
Знаменитый ямайский регги-музыкант Боб Марли завещал положить в свой посмертный склеп гитару «Les Paul», футбольный мяч, Библию и свёрток марихуаны.
Какой пессимист умер от смеха?
Кубинский поэт Хулиан дель Касаль, стихи которого отличались глубоким пессимизмом, умер от смеха. Он ужинал с друзьями, один из которых рассказал анекдот. У поэта начался приступ неконтролируемого смеха, что вызвало расслоение аорты, кровотечение и скоропостижную смерть.
Кто мог одолжить деньги с условием возврата в загробной жизни?
Кельты настолько сильно верили в загробную жизнь, что могли одолжить деньги с условием их возвращения в ином мире.
Какой петух прожил полтора года без головы?
Петух Майк прожил полтора года после того, как в 1945 году американский фермер отрубил ему голову. У петуха осталось основание мозга и одно ухо. Когда фермер заметил, что петух до сих пор не умер, то решил заботиться о нём, вводя молоко и зерно напрямую через пипетку. Майк обрёл славу после начала его демонстраций по всей стране, его подлинность задокументирована. Многие пытались повторить этот опыт, но ни одна другая курица не прожила больше двух дней без головы.
Кто верит, что можно умереть ночью от включенного вентилятора?
Среди жителей Южной Кореи очень широко распространён миф о том, что человек может умереть ночью в комнате с работающим вентилятором.
Почему до нас не дошли последние слова Эйнштейна?
Последние слова, произнесённые умирающим Эйнштейном, остались неизвестны — сиделка не понимала по-немецки.
Откуда взялось выражение «дышать на ладан»?
По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».
Почему на востоке в домах пропускают этажи с номером 4?
В Китае, Корее и Японии число 4 считается несчастливым, так как созвучно слову «смерть». В этих странах этажи с номерами, оканчивающимися на четыре, почти всегда отсутствуют
Кто умер первого апреля?
1 апреля 1947 года умер греческий король Георг II. Когда в газетах опубликовали сообщение о смерти, очень многие подумали, что это розыгрыш.
На чьей могиле сделана надпись: «Он лежит где-то здесь»?
Одним из важнейших законов в квантовой механике является принцип неопределённости, открытый Гейзенбергом, впоследствии получившим Нобелевскую премию. Надпись на могиле Гейзенберга ссылается на этот принцип и гласит: «Он лежит где-то здесь».
Какая шутка Пастернака оказалась пророческой для Цветаевой?
После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.
Кто умер, спрыгнув с символа Голливуда?
Британская актриса Пег Энтуисл, не добившись признания в Голливуде, покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с буквы «H» знака Голливуда.
Почему древнерусские невесты венчались в траурном одеянии?
Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё чем-то похожим на обряд инициации наших далёких предков во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых. © muzey-factov
- Акула занимает последнее место среди потенциальных морских угроз для отдыхающих у воды. Ежегодно от акул гибнет в 15 раз меньше людей, чем от падающих на голову кокосовых орехов (150 человек во всем мире).
- Каждый год от укусов пчел погибает людей больше, чем от укусов змей.
- Первым в мире человеком, попавшим под поезд, был член британского парламента Уильям Хаскинсон.
- Иосиф Сталин и Сергей Прокофьев умерли в один день - 5 марта 1953 года. Поэтому похоронами Прокофьева заниматься было некому, и погребение с большим трудом организовал Союз композиторов
- Будда умер в возрасте 84 лет.
- Средний срок службы матраса — 8-10 лет. За это время в нем накапливаются разные опасные вещества. В одном исследовании даже утверждается, что обитающие в матрасе бактерии вызывают синдром внезапной смерти у детей.
- В Японии кремируется 93% трупов, в Англии - 67%, а в Америке - всего 12%.
- На груди короля Бернадота была татуировка "Смерть королям!"
- Можно быть утопленником, но не умереть. Термин "утопление" означает попадание воды в легкие и необязательно связан со смертью.
- В здании Парламента Великобритании запрещено умирать.
- Практика захоронения мёртвых началась ещё 350 000 лет назад. Свидетельство тому — яма 14 метров в глубину в Испании, заполненная 27 окаменелостями гоминидов (разновидность Homo heidelbergensis). Возможно, это предки неандертальцев и современных людей.
- Существует по крайней мере 200 эвфемизмов слова "умирать". Например, "быть в груди Абрахама"/"лоно Авраамово" ("to be in Abraham’s bosom"), "только добавь личинок" ("just add maggots"), "спать с трёхтрубками" ("sleep with the Tribbles"). (прим. перевод.: в данном случае имеют в виду эвфемизмы в английском языке)
- Ни один американец не умер от старости с 1951 года. Очень интересно, что имеется ввиду
- "Спусковой крючок" смерти в любых случаях — это недостаток кислорода. Его нехватка может вызвать спазмы в мышцах, или "агональную фазу", от греческого слова "agon" — "борьба".
- В течение трёх дней после смерти, ферменты, которые некогда переваривали ваш обед, начинают есть вас. Умершие клетки становятся пищей для жизни бактерий в вашем животе, которые освобождают достаточно количество вредного газа, чтобы раздуть тело как шарик и выкатить глаза наружу.
- Похороны в Америке отправляют 827600 галлонов бальзамированного жидкого формальдегида, метанола и этанола в землю каждый год. Кремация отправляет в воздух диоксины (сильный яд), соляную кислоту, диоксид серы и углекислый газ.
- В качестве альтернативы шведская компания Promessa будет замораживать тела в жидком азоте, размельчать их и запечатывать получившейся порошок в кукурузном гробу. Они утверждают, что с такими "экологическими похоронами" тело разложится в течение 6-12 месяцев.
- Последователи Зарашустры из Индии оставляют тела мертвых на земле для поедания стервятниками.
- Стервятники погибают после поедания умершего скота, напичканного диклофенаком – веществом, помогающее облегчить лихорадку в домашнем скоте.
- Королева Виктория настаивала на том, чтобы её похоронили в купальном халате её умершего мужа Принца Альберта и с гипсовой повязкой его руки.
- На Мадагаскаре семьи откапывают кости умерших родных и выставляют их напоказ в деревне на церемонии, называемой Famadihana. Останки оборачивают новым саваном и повторно хоронят. Старый саван даётся супружеской бездетной паре, чтобы накрыть им супружескую кровать.
- В течение железнодорожного расширения в Египте в 19 веке строительные компании раскапывали очень много мумий, чтобы использовать их как горючие для локомотивов.
- Английский философ Френсис Бэкон, основатель научного метода, умер в 1626 году от пневмонии после того, как набил курицу снегом, чтобы посмотреть сохранит ли она холод.
- Чтобы органам сформироваться в течение эмбрионального периода, некоторые клетки должны совершать самоубийство. Без такой особенности все мы рождались бы с перепонками на ногах, как утки.
- В 1907 году доктор из Массачусетса провёл эксперимент со специально разработанным "смертельном ложе" и заявил, что после смерти человеческий вес уменьшается на 21 грамм. Это уже признали как факт.
- В 19 веке в Европе были распространены случаи, когда живые люди объявлялись мёртвыми по ошибке. (сейчас такое тоже встречается)
- 80 процентов людей с США умирают в больнице.
- В Нью-Йорке людей, совершающих самоубийство, больше, чем убитых кем-то другим.
- Техасские тюрьмы забрали у осужденных на смерть право последней сигареты, мотивируя это тем, что "это вредно для их здоровья".
- Индусы считают, что не достойно умирать в кровати, надо умирать у реки.
***
Что люди пишут на могилах?
автор Александр Казакевич

«Будь счастлив, пока ты живой…»
Однажды один молодой, но очень несчастный человек решил покончить с собой. А именно – застрелиться. Поскольку юноша этот был не только несчастным, но и еще и чрезвычайно стеснительным, то, чтобы никому не докучать и не вызывать к себе излишнего внимания, в качестве места для совершения акта самоубийства он выбрал городское кладбище. Время и дату также подобрал что надо – полночь, в полнолуние. И вот, тихо ступая по залитому луной кладбищу, наш юноша стал искать скамейку, сидя на которой можно было бы спокойно свести со злодейкой судьбой счеты. Скамейки, как назло – или на счастье, нигде не было. Пройдя несколько десятков могил, юноша вдруг едва не вскрикнул от неожиданности: перед ним, освещенная полной луной, стояла девушка, вся в черных одеждах и… с крыльями за спиной. И только внимательно присмотревшись, он успокоено вздохнул: это был обычный памятник. Такой, какие часто ставят на могилах детей и молодых девушек. Внимание юноши невольно привлек текст, высеченный у подножия ангела. Имя девушки… дата рождения и смерти… и – надпись на латинском:
«Heus tu, viator lasse, qui me praetereis. Veni hoc et queiesce pusilu. Cum diu ambulareis, tamen hoc veniundum est tibi. Bene vive, propera…»
Юноша знал латинский и, прочитав текст, застыл еще в большем удивлении. «Эй, прохожий, ты, видно, устал идти. Отдохни здесь немного. Путь твой еще долог, хоть и закончится здесь. Ступай и будь счастлив, пока ты живой…» – гласил текст неизвестно кем написанной эпитафии.
Эти необычные слова произвели на юношу магическое действие: пятясь от черного ангела, натыкаясь на ограды и кусты, юноша вынул из кармана револьвер и швырнул его в сторону. Затем повернулся и бросился бежать прочь.
Так неизвестная эпитафия спасла жизнь Стефану Цвейгу, впоследствии – знаменитому австрийскому писателю…
«Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым…»
Что такое эпитафия? Слово это состоит из двух греческих: «эпи» – «над» и «тафос» – «могила». Так в Древней Греции первоначально называлась надгробная речь, а позже – надгробная надпись. Считается, что искусство эпитафии возникло в Древней Греции, хотя эпитафиями можно считать и многочисленные иероглифы, покрывавшие саркофаги древних египтян, и могильные надписи в Древней Иудее, Вавилоне, Парфии, не говоря уже о Древнем Китае и, особенно, Японии, где надмогильные надписи приобрели статус искусства.Нигде, пожалуй, не найти столь лаконичных, и столь же красивых изречений, как на старых японских кладбищах: «Поздно прикрывать теплым одеялом могильный камень», «Умереть не трудно, трудно жить», «Дурные дела для вечности – пыль, хорошие дела – тоже пыль. Но как ты хочешь, чтобы о тебе вспоминали?». Один из российских тележурналистов, посетивших Японию, с восторгом рассказывал о красоте японских кладбищ, цитируя необычные и мудрые надписи, прочитанные им на могильных камнях. Одна из них – это была могила молодой женщины – особенно его поразила. Текст гласил: «Пока жива была, ты не ценил меня, мой милый. Как умерла – то, хоть цени, хоть не цени, мне все равно, мой милый…»Старая французская пословица учит: «Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова». Этот совет часто любят давать философы и психологи. И неспроста: там, на кладбище, в неуютной тиши, вглядываясь в выцветшие фотографии умерших, вчитываясь в скорбные строки на холодных мрачных плитах, поневоле отрезвляешься – и от безумной эйфории счастья, и от обессиливающей душевной боли.Давайте же и мы, любезный читатель, совершим – в качестве профилактики – небольшую прогулку по разным кладбищам мира и ознакомимся с тем, что пишут люди на могилах.
«Все мы сидим в сточной канаве…»
Начнем с эпитафий знаменитых людей. Вот начало текста, начертанного на той плите, под которой похоронен великий физик Ньютон: «Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана»...
На надгробном камне великого математика Лейбница – всего два слова: «Гению Лейбница».
«Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры» – вырезано на бюсте Бенджамену Франклину, американскому философу, борцу за свободу, естествоиспытателю, изобретателю громоотвода и кресла-качалки.
«Остановивший солнце – двинувший землю» – написано на постаменте памятника Николаю Копернику, что стоит в городе Торуни.
«Наконец счастлив» – эту короткую фразу, совсем не относящуюся ни к науке, ни к своим заслугам перед ней, просил поместить на его могиле один из творцов учения об электричестве – Ампер.
На могиле Всеволода Багрицкого, погибшего в Великую Отечественную войну, написаны строки Марины Цветаевой:
«Я вечности не приемлю!
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли!»
Надпись на могиле Андрея Тарковского на Русском кладбище Сент Женевьев де Буа в Париже: «Человеку, который увидел ангела».
Вот надгробная надпись с родового кладбища Салтыковых, у поместья писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина Спас-Угол: «Прохожий, ты идешь, а не лежишь, как я. Постой и отдохни на гробе у меня. Сорви былиночку и вспомни о судьбе. Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе. Как ты, был жив и я, Умрешь и ты, как я…»
На памятнике легендарному московскому врачу Федору Гаазу высечен его знаменитый девиз: «Спешите делать добро!»
Еще одна знаменитая эпитафия начертана на могиле Александра Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя» (Александру Грибоедову – Нина Грибоедова. Тбилиси.)
И, наконец, одна из самых блестящих эпитафий украшает могилу английского писателя Оскара Уайльда. Это – одна из его знаменитых цитат-парадоксов: «Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды».
«Пчела жужжала у окна…»
Некоторые из эпитафий, несмотря на их внешнюю простоту и даже непривлекательность, нельзя читать без сердечного трепета. Возможно, эти надписи и лишены каких-то художественных достоинств, но они абсолютно искренни, так как сочинялись не холодным умом, а горячим, болящим сердцем. И потому невозможно читать их спокойным и ровным голосом.
Вот несколько эпитафий с кладбищ Перми. Марии Журавлевой кто-то из родных оставил такие прощальные строки: «Наша жизнь без тебя, Словно полночь глухая В чужом и безвестном краю, О спи, наша Маничка, спи, дорогая, У Господа в светлом раю».
Тихий, робкий, бессильный протест потрясенного сознания пробивается сквозь слова эпитафии купцов Чердынцевых: «Вот здесь холодная могила отца и мать сокрыла. Божий гроб ваш закидан землей, белый крест, водруженный над вами, освящен он сердечной мольбой, окроплен задушевной слезой. Пусть вы в могиле зарыты, пусть вы другими забыты, но на призыв мой, родные, вы, как бывало, живые, тихо встанете надо мной».
На надгробии детской писательницы Е.Ф. Трутневой изображена раскрытая книга с четверостишием: «Пчела жужжала у окна И вдруг влетела в школу пулей. Про школу думает она: «Какой веселый, шумный улей!»
А вот надпись на сохранившемся скромном памятнике Павлику Пермякову. Безыскусная эта эпитафия, посвященная ребенку (1887-1902), также способна тронуть любую душу. «Покойся, дитя дорогое, Только в смерти желанный покой, Только в смерти ресницы густые Не блеснут горячей слезой...»
Памятник поставлен безутешными родителями. Как и этот: «Последний подарок дорогим детям Боре и Мише Мельниковым. Спите, милые дети, крепким сном. Вечная память». «Подарок» этот – бетонный крест на грубовато сделанном каменном четверике, какие ставили в середине 20-х.
Еще несколько трогательных эпитафий:
«Вот и все... Глаза твои закрылись Губы сжались На ресницах тень Но не вериться родительскому сердцу, Что тебя, сынок, не стало в этот день».
«Прости, что мне под небом звездным К твоей плите носить цветы. Прости, что мне остался воздух, Каким не надышался ты...».
«Тише, березы, Листвой не шумите, Сына Сережу Вы мне не будите!».
«Ангел родной, прости – виновата, что не была в час смерти рядом с тобой».
«Горем сердце мое Твоя смерть обожгла Без тебя, что мне мир И мирские дела».
«Ты не вернешься, не оглянешься, Не станешь мудрым и седым, Ты в нашей памяти останешься Всегда живым и молодым».
И смех, и грех
Составители антологии «Русская стихотворная эпитафия» в предисловии пишут: «Момент смерти близкого человека – всегда потрясение, которое обостряет ощущение хрупкости и недолговечности человеческого существования. Появляется потребность осмысления жизни, подчиняясь которой не философ и не поэт начинают философствовать и мыслить стихами». Так корректно определяется та часть авторов, чьи эпитафии нельзя читать без улыбки. Например: «…А как с могилы домой вернулся Я долго, долго тосковал. На грудь свою взглянуть нагнулся – тебя как сердце потерял...» Подобного рода курьезы – не редкость.
Вот отрывки из эпитафий с московских кладбищ: «Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук». «Дорогому мужу – от дорогой жены». «От жены и Мосэнерго». «(Такая-то), купеческая дочь. Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва».
Надпись на одесском кладбище: «Брату Моне от сестер и братьев – на добрую память».
На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили». «Спи спокойно, жена известного певца Расула Токумбаева»(фамилия изменена).
Эпитафии с санкт-петербургских кладбищ: «Здесь покоится девица Анна Львовна Жеребец. Плачь, несчастная сестрица, горько слезы лей, отец. Ты ж, девица Анна Львовна, спи в могиле хладнокровно». «Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: – Умер? В морг!». Надпись мелом на могиле женщины «легкого поведения»: «Гробовая тишина. Первый раз лежу одна».
Вот несколько курьезных эпитафий из коллекции Г. Александровича:
«Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе». (Эпитафия на могиле мота. Кладбище Пер Лашез.)
«Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». (Эпитафия на могиле Эстер Райт в американском городе Миннеаполисе.)
«Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элмстрит 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены». (Эпитафия на могиле Дж. Бэйтса в г. Чарльстоне, США).
Сила эпитафии
Наш рассказ об эпитафиях мы начали с истории Стефана Цвейга, истории о том, как несколько слов, начертанных на могиле, спасли жизнь молодому писателю. Начав «во здравие», давайте и закончим нашу печальную тему на той же мажорной волне. Для этого процитируем небольшой рассказ известного российского поэта Игоря Губермана. Он рассказывает о том, как шуточная эпитафия, сочиненная им, вернула к жизни его друга.
«Моему приятелю было под тридцать, когда он женился. Обожал жену, и внешне счастье их казалось полным и безоблачным. Но через год развелся. Я причин не знал и не расспрашивал, мы были не настолько близкими людьми. Женился снова. Мы как раз в этот период стали более дружны. И как-то он пришел ко мне прощаться: он решил уйти из жизни. И причину мне, конечно, рассказал (сейчас она понятна станет). Выслушав его, я закурил и медленно ответил вот что:
– Смотри, в твою судьбу я вмешиваться не имею права. Ты решил – твои дела. Но я по-дружески хочу предупредить: я испохаблю, я вульгаризирую и скомпрометирую твой героический уход какой-нибудь пакостной эпитафией. Так что решай.
И к вечеру я эпитафию ему уже принес:
Деньгами, славой и могуществом
пренебрегал сей прах и тлен,
из недвижимого имущества
имел покойник только член.

Приятель мой и злился, и смеялся, пару раз нехорошо меня обозвал, но явно задумался. А я ушел, я долг свой выполнил. А дальше главное случилось: он поправился! И все в семье у него стало хорошо. А что причиною тому – мистическая сила эпитафии, понятно каждому, кто разумеет…»
***
Самое неприличное в истории завещание оставил сапожник из Марселя. Из 123 записанных в нем слов 94 невозможно произнести даже в относительно приличном обществе.

Самое короткое завещание написал банкир из Лондона. Оно содержало три слова: Я полностью разорен.

Самое длинное завещание составил один из отцов-основателей Соединенных Штатов Томас Джефферсон. Указания относительно имущества перемежались в документе с рассуждениями об истории Америки. По этому завещанию наследники Джефферсона получали свои доли наследства только при условии, что отпустили на волю всех своих рабов.

Самое обидное завещание. Один средневековый фермер оставлял 100 ливров своей жене, но велел, если она выйдет замуж, добавить еще 100 ливров, мотивируя тем, что бедняге, который станет ее мужем, эти деньги понадобятся. Увы, в те времена были запрещены разводы.

Самое исторически полезное завещание оставил Вильям Шекспир. Он оказался довольно мелочным типом и сделал распоряжение относительно всего своего имущества, начиная от мебели и заканчивая обувью. Завещание это чуть ли не единственный неоспоримый документ, который доказывает существование Шекспира.

Самое сложное для понимания завещание было составлено лаборантом знаменитого физика Нильса Бора. В завещании было так много специальных терминов и сложных фразеологических оборотов, что для его расшифровки пришлось вызывать экспертов-лингвистов.

Самая крупная наличная сумма, когда-либо завещанная одним человеком. Генри Форд завещал распределить 500 миллионов долларов среди 4157 учебных и благотворительных заведений.

Самое известное завещание оставил Альфред Нобель. Оно было оспорено родственниками. Они получали только полмиллиона крон, а остальные 30 миллионов были отданы на учреждение знаменитой Нобелевской премии.

Самое секретное завещание оставил миллиардер Мишель Ротшильд. В нем, в частности, говорится: «…категорически и однозначно запрещаю любую опись моего наследства, любое судебное вмешательство и обнародование моего состояния...» Так что реальные размеры состояния до сих пор не известны.

Самое большое состояние, оставленное животному. С этим же завещанием связана и самая дурацкая история о наследстве. Миллионер и кинопродюсер Роджер Доркас все свои 65 миллионов долларов оставил любимому псу Максимилиану. Суд признал такое решение законным, поскольку при жизни миллионер выправил Максимилиану совершенно человеческие документы. Жене Доркас оставил 1 цент. Но она, по тем же собачьим документам, вышла замуж за пса и, после его смерти, спокойно вступила в права наследства, поскольку пёс, естественно, завещания не оставил.

Пишет Das_Chrom:
Похороны клоуна

Бывает же такое...
Норман Томпсон всю свою жизнь работал клоуном и умер в 79 лет. В последний путь товарища по работе провожали его коллеги.































***
Смерть и смех: над чем шутят на кладбищах
Общепринято, что похороны — это всегда горе и слезы. Но для некоторых народов проводы человека в мир иной — повод для праздника. Веселые гробы и эпитафии — заигрывание со смертью, считают этнографы.
«Смерть всегда за гранью понимания, ее старались не касаться, чтобы не будить лихо. Но людям всегда хотелось нарушить правила, — считает этнограф Наталья Громова. — И украинцы — не исключение. Просто мы делаем это не на кладбищенских плитах, как в некоторых странах, а в фольклоре: в вертепах, когда изображают неуклюжую смерть с косой и над ней все потешаются, всевозможные сказки про казаков, которые обманули смерть. А сколько у нас анекдотов о загробном мире и кладбищах! В Карпатах раньше была даже традиция: если старик доживал до очень глубокой старости, устраивали репетиции поминок при еще живом главном участнике».
По ее словам, мы можем удивляться похоронным традициям других народов, но и наши обычаи не меньше удивляют их. «Например, многие на Западе не понимают, зачем мы собираемся на кладбищах после Пасхи (в народе — гробки) и едим там. Да еще и угощаем умерших, кладем им на могилу конфеты, крашенки и рюмку водки. Это подтверждение того, что у нас осталась вера в материальную жизнь после смерти», — говорит Громова.
Есть народы, которые заигрывают со смертью с размахом. К примеру, для цыган кощунством будет… не повеселиться на похоронах своего близкого. «Цыгане-лютеране действительно поют и танцуют на похоронах. Люди верят, что если человек умер в этом мире, то в другом мире он родился. В этом нет ничего страшного, просто для нас непривычно, — делится верховный комиссар Международного ромского союза Нормуд Рудевич. — Похороны проходят несколько дней. В первый — вспоминают покойного за общим столом. На следующий день женщины уже позволяют себе одеться поярче, тогда начинает играть музыка, люди танцуют».
Конечно, родным тяжело расставаться с усопшим, и они танцуют со слезами на глазах. Но ромы знают: если живые будут сильно горевать по умершим, душе покойника тяжело дастся переход в другой мир. Есть даже такой анекдот. Мать дает напутствие сыну: «Выбирай себе в жены украинку. В молодости нужно пережить любовь и страсть, да еще вкусными обедами будешь обеспечен. После 30 лет разводись и женись на еврейке. Она-то из тебя человека сделает — поднимет по карьерной лестнице, обеспечит на всю жизнь. А на старости лет обязательно женись на цыганке». — «Цыганке?» — спрашивает сын. — «Если бы ты только видел, как они хоронят!» — отвечает мать.
«Ромы всегда умели ассимилировать традиции той местности, где жили. Например, украинские цыгане многие события отмечают, как и славяне. Но хоронить, действительно, умеем, как ни один народ, — рассказывает председатель Совета ромов Украины Юрий Иваненко. — Можем и в долги влезть, только бы сделать пышные похороны. Даже на покрывало под гроб стараемся купить отличный ковер. Так мы выражаем свое уважение и любовь к усопшему. По традиции, всю ночь мы у костра вспоминаем об умершем. Правда, не устраиваем ни музыки, ни танцев. Мы — православные, и у нас так не принято».
Трапеза с трупом. А слабо заказать на похороны стриптизерш? Для китайцев из провинции Цзинсу это стало традицией. Они считают, чем больше людей на похоронах — тем больше почета умершему. На что только близкие усопшего ни идут, чтобы заманить на похороны гостей! А стриптизерши обязательно привлекут толпу. Обнаженные девушки танцуют прямо возле гроба. Дошло до того, что власти взялись исправлять ситуацию. В 2006 году на очередных таких похоронах полиция арестовала пятерых танцовщиц и организаторов «тусовки». Но подержали в участке для порядка да и отпустили.
Но куда китайцам до малагасийцев, коренных жителей острова Мадагаскар. Тут покойников настолько почитают, что готовы в буквальном смысле перемывать им косточки. Малагасийцы верят: если к ним во сне пришел покойный — ему скучно на том свете. Значит нужно развеселить дорогого усопшего дядюшку или тетушку. Иначе он (она) вернется в наш мир и всячески будет досаждать близким. Устраивают ритуал фамадихана: родственники готовят настоящий пир со множеством гостей, а самые близкие в это время выкапывают останки покойного из могилы (независимо, в каком состоянии находится тело). Моют его и оборачивают в новый саван. Труп садят за стол к гостям. Все веселятся и пьют, потом носят останки в места, где он любил гулять. Санитарные врачи устали предупреждать о риске заразиться какой-нибудь болезнью от разлагающейся плоти. Поэтому придумали своего рода патент на проведения древнего ритуала. Нужно заплатить немалые деньги, чтобы уважить покойного. Люди отдают порой последние сбережения, но не посмеют высказать неуважение к покойному.
«Счастливые гробики». Благотворительная организация Lien Foundation, которая оказывает содействие одному сингапурскому хоспису, решила помочь неизлечимо больным избавиться от страха смерти. Прошлым летом они организовали конкурс под названием «Счастливые гробики». Больные разрисовали для себя гробы, как им нравится. Нужно заметить, конкурсанты использовали яркие цвета и делали жизнерадостные надписи на них.
В Африке загробный бизнес — очень прибыльное дело. В Гане для клиента могут сделать гроб любой формы: в виде автобуса, сигары, ботинка, льва или цветка. Внутри, как в любом другом гробу, обивают мягкой тканью. Стоят такие поделки до $600. Для европейца — пустяки, а для ганца — чуть ли не годовой доход.
Моду на тематические гробы ввел ганский правитель Премпе II в середине ХХ столетия. Началось все с того, что государь заказал себе роскошный паланкин (носилки в виде ложа на 2 шестах) в форме орла. В день, когда средство передвижения было готово, монарх неожиданно умер. Родственники усопшего решили, чтобы правитель хоть после смерти покатался в своем паланкине. Они приделали к носилкам крышку, переоборудовав их в гроб. В нем и похоронили. Вскоре состоятельные ганцы, а потом и люди попроще, начали и своим умершим родным делать необычные гробы.
Такой гроб расскажет, чем в жизни занимался покойный. Например, для рыбака сделают гроб в форме рыбы, фермера — курицы или овоща, для любителя выпить — банки пива, тинейджера — мобильного телефона. Кстати, это прекрасная возможность осуществить мечту покойного. Если при жизни он так и не накопил на авто, то ритуальные мастера могут воплотить ее в дереве. Иногда в последний путь некоторым усопшим приходится отправляться в неудобных позах. Замысловатые гробы не всегда позволяют разместить в нем тело, как полагается.
"Веселое кладбище в Румынии"
Забавным картинкам не место на кладбище? Тогда вам обязательно нужно поехать на экскурсию в румынскую деревушку в Сепынец. Местное кладбище отличается от других цветными узорами и веселыми картинками. Оно так и называется: Чимитирул-Весел (Веселое кладбище). Основал его Йон Петраш еще в 60-е годы прошлого столетия. Довелось ему как-то украсить крест с портретом усопшей односельчанки красочными узорами. Родственники были не против эксперимента, а вот священник был возмущен выходкой, которая противоречит всем традициям. Однако до самой смерти Йона делал колоритные кресты для покойников и украшал старые. Сейчас другие мастера ритуальных услуг продолжают его дело.
По картинке можно узнать, из-за чего покойник умер. На одном кресте нарисован алкоголик, на другом — женщина, которую сбивает авто, на третьем селянин, которого свалил инфаркт за уборкой яблок. Если ничего примечательного не произошло, умерших изображают за основным занятием, например, мужчина сидит за столом (офисный работник) или парень заготавливает траву.
Есть там чуть ли не комиксы. На первой картинке нацист угрожает автоматом мужчине, а на следующей первый держит отрезанную голову своей жертвы. Могила датирована 1941-м годом.
Есть и забавные эпитафии: «Тут похоронена теща моя. Если б она прожила еще месяц, то читала бы она, а лежал бы я». При входе на кладбище есть и могила самого основателя Петраша (1908—1977). Эпитафию он придумал себе сам: «Здесь похоронен мужчина, который за всю жизнь никому не причинил зла». Наверное, это единственный в мире некрополь, где смерть представлена в радужном свете. Поэтому-то кладбище взяло под свою охрану ЮНЕСКО.
Эпитафии.
Шутить со смертью умеют даже чопорные англичане — еще несколько веков назад они не прочь были поупражняться в остроумии на могильных плитах. Выяснилось это после того, как английский Национальный архив мемориальных надписей объявил конкурс на самые оригинальные эпитафии. Вскоре архив буквально засыпали письмами, в которых рассказывали об эпитафиях.
На кладбище недалеко от Барнслея в Южном Йоркшире покоится Роберт Миллтроп. На его могильной плите можно прочитать, что юноша умер возрасте 19 лет, в 1826 году он «расстался с жизнью, по случайности попав под камень, желая помочь Джеймсу и Эрдсли Рейвудам, а те поставили злополучный камень на могилу в знак памяти о нем».
На Шетландских островах на могиле Дональда Робертсона, упокоившегося в 1785 году, родственники решили отомстить виновнице его смерти. На плите высечено: «Причиной его (Дональда) достойной сожаления смерти является глупость Лоренс Таллоч из Клотистера, которая продала ему нитрат вместо солей Эпсома и таким образом убила в течение пяти часов». Аптечная лавка, должно быть, скоро закрылась и дурной славой Лоренс была обеспечена до ее собственной гробовой доски. А победила в конкурсе эпитафия на надгробии жительницы Лафборо Сары Джонсон, умершей в 1819 году от водянки — на плите подробно описали весь процесс лечения с именами врачей.
Но самая знаменитая эпитафия среди англичан написана комиком Спайком Миллиганом для своей же могилы. В 2002 году Миллиган умер из-за отказа печени, когда ему было 83 года. «О последней выходке Спайка все знают. Перед смертью он завещал написать на своей могиле: «Я же говорил вам, что я болен». В этом был весь Спайк!» — рассказывает Энтони Миллер из Манчестера. Кстати, надпись два года не могли высечь на его могиле. Только в 2004 году родственникам удалось договориться с церковью.
А в Испании есть могила Панкразио Ювеналес. На ней слова: «Он был хорошим мужем, чудесным отцом, но плохим электриком». О причине смерти догадается каждый. А вот на похоронах испанки Брюнхилды Джавамонте точно пару баянов порвали. Судите сами, ее муж написал: «Боже, прими ее с той же радостью, с какой я направил ее тебе».
Прагматичные американцы могильные плиты используют для рекламы. На надгробии Эстер Райт в Миннеаполисе, которая умерла в начале прошлого века, каменотес и по совместительству муж покойной высек: «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». А вот другая надпись на кладбище штата Миссисипи: «Под этим камнем спит безвременно покинувший нас почетный горожанин города Гельсингфорс мистер Джон Адамс, чья безутешная вдова до сих пор держит ресторан китайской кухни по Бразерз-стрит, 17, в котором с 12.00 до 02.00 вам подадут очаровательные куриные грудки по-сычуаньски с кисло-сладким соусом всего за $2 порция».
Некоторые расчетливые барышни помещали объявление о знакомстве прямо на плите бренных останков мужа. «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает на улице Элмстрит, 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены».
На звание страны самых забавных эпитафий может претендовать и Россия. На московском кладбище: «Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук», «Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва». В Санкт-Петербурге пишут: «Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: Умер? В морг!». Вот так какой-то весельчак попрощался с этим миром. На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили».
В Украине чаще всего пишут цитаты из Библии и философские эпитафии, рассказала начальник отдела охраны памятников Лукьяновского заповедника Оксана Борисюк. Например: «Дрожит земля, звенят колокола, скорбим и слезы льем украдкой. Сильней всего людей мы ценим лишь тогда, когда мы их теряем безвозвратно», или цитата Омара Хайяма: «Не горюй, если меньше других веселился. Будь доволен, что меньше других пострадал».
Начиная с 90-х новые украинцы ввели моду изображать на могильной плите усопшего в полный рост. Братки обычно не ограничивались портретом, на заднем фоне всегда красовался 600-й «мерин» и шикарные особняки или церковные купола, количество куполов означает, сколько лет «отсидел» покойник. Покойного рисовали в шикарном костюме, с толстой цепочкой на шее и перстнями на пальцах. Подписывали лаконично — прозвищем братка и эпитафией «От братвы!».

Обязательно надо вспомнить эпитафию на одном кладбище в Монреале (Канада). Могила принадлежит мистеру Маккаферри, а надгробная плита была установлена силами жены и любовницы, между которыми покойный разрывался почти всю жизнь. Обиженные женщины проявили единодушие и оставили такую надпись:
"John
Free your body and soul
Unfold your powerful wings
Climb up the highest mountains
Kick your feet up in the air
You may now live forever
Or return to this earth
Unless you feel good where you are!
---Missed by your friends"

@темы: Тени смерти, погребальные сооружения, Жизнь тела после смерти