Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Ueber ewiger Ruhe

14:34 

Темная сторона Неаполя

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

К тому же я хотел снова навестить Неаполь, самый мрачный из городов, Неаполь, уста Аида (По представлениям древних, возле Неаполя находился вход в царство мертвых). Там играют с мертвецами, как с большими куклами. Их бальзамируют, их хоронят, их откапывают, их чистят, их украшают, им делают прически, им вставляют в глазницы зеленые и красные лампочки, их кладут в стенных нишах, их ставят вертикально в стеклянных гробах. Их одевают, их раздевают, и нет ничего страннее этих неподвижных мумий в куцых одеждах, в париках из пакли, с восковым букетом в руках.
Неаполь… Еще сто лет назад мертвецов здесь водили по улицам, как в древнем Риме. Сегодня можно встретить лишь великолепные экипажи Смерти, украшенные огромными фонарями и страусиными перьями.

Г. Витткоп "Некрофил"

Мы вам уже рассказывали о катакомбах Рима, теперь пришла очередь царства Аида - Неаполя.

Подземелья Неаполя - это настоящее "царство Аида", которое является полной противоположностью стремительному движению современного портового города на юге Италии. Здесь царит тишина мира загадок и тайн.
Под улицами и домами Неаполя расположен целый подземный город с более чем 700 пещерами и длинными галереями и туннелями, откуда неаполитанцы веками извлекали туф, строя из него свои жилища, церкви, палаццо и даже городские стены. Древние ритуальные склепы и подземные святилища – гипогеи, древнегреческие пещеры, древнеримские акведуки, средневековые туннели, секретные тоннели Бурбонов и подземные ходы… Среди найденного при раскопках встречаются предметы возрастом до 5000 лет. В некоторых частях города древняя греко-римская подземная система акведуков и цистерн была объединена в более позднюю систему, построенную в 1600-х гг. Она использовалась приблизительно до 1885 г.: снабжала водой каждый дом и предприятие в городе, используя индивидуальные колодцы, соединявшиеся с подземными резервуарами. Сегодня многие из труб, проложенных в древних туннелях и акведуках, все еще используются, но находятся в ужасном состоянии. С 1989 года, гиды ассоциации "Подземный Неаполь", под руководством спелеолога Энцо Альбертини, проводят экскурсии по греко-римским катакомбам. Спуск в подземный Неаполь находится у церкви Сан Паоло Маджоре на площади Сан Гаэтано. Перед попавшими в подземелья открывается разветвлённая сеть акведуков, ниши, гроты, кладбища.
Первые христиане собирались в подземельях для совместных тайных молений; здесь же они хоронили мучеников и единоверцев. Раннехристианские катакомбы Сан Дженнаро, относящиеся ко II в. (вход с виа ди Каподимонте), содержат несколько гробниц епископов (Св. Януарий, мощи которого сейчас почивают в кафедральном соборе, первоначально был погребён именно здесь); многочисленные фрески, в т.ч. - первый образ Св. Януария, Добрый Пастырь, Адам и Ева; любопытную стеллу, вероятно, посвященную культу сына Диониса, Приапу, и крестильную купель VIII в. Впечатляют также катакомбы Сан Гаудиозо (V в.), расположенные под церковью Сайта Мария делла Санита и связанные с культом священномученика Гаудиозо. В этом же районе - подземное кладбище делле Фонтанелле, почитаемая неаполитанцами усыпальница-костница. На Пьяццетте Сан Северо а Каподимонте - вход в катакомбы Сан Северо (IV в.).


- Катакомбы Сан-Гаудиозо -

Катакомбы Сан-Гаудизио. Парижские ничего не стoят по сравнению с ними: чтобы увидеть, что это такое, надо побывать в Неаполе. Барочные, причудливые, катакомбы Сан-Гаудизио простираются на огромное расстояние, и я даже слышал, что некоторые заброшенные галереи выходят в катакомбы Сан-Дженнаро. Женщины приходят сюда молиться «душам, в чистилище сущим», как они наивно называют силы преисподней, и отправляют здесь культ людских останков. Черепа, зачастую начищенные воском, в париках, установленные на маленьких частных алтарях людьми (между прочим, совершенно посторонними), являются предметом оживленной торговли, которую ведут сторожа. Атмосфера этих языческих- именно языческих — катакомб абсолютно ирреальна. Шепот молящихся, женские тени, которые огонь свечей отбрасывает на мрачные каменные своды, одетые скелеты и мумии, стоящие в нишах, запах останков и приношений — всё это создает ни на что не похожую обстановку. С первых же минут меня охватил восторг.
"Некрофил"

Катакомбы святого Гаудиоза (итал. Catacombe di San Gaudioso) — раннехристианское подземное кладбище, использовавшееся вплоть до XVII века, расположенное в северной части Неаполя.
.flickr.
Расположение
Катакомбы Сан-Гаудиозо расположены в квартале Санита, на севере современного Неаполя. Эта территория находится за пределами античного и средневекового города, так что по римским законам могла использоваться для погребений. Квартал Санита расположен в долине между холмами Вомеро и Каподимонте, здесь находится много природных гротов и расщелин, послуживших отправной точкой для создания ряда подземных кладбищ. В этом же квартале находятся катакомбы святого Яннуария (Сан-Дженнаро), святого Севера (Сан-Северо), а также кладбище Фонтанелле.
Над катакомбами Сан-Гаудиозо воздвигнута монументальная базилика Санта-Мария-делла-Санита, из которой в настоящее время и осуществляется доступ в катакомбы. Ближайшая станция метро — Materdei (первая линия), далее необходимо подниматься наверх по улице Санта-Тереза-делла-Скальци (Santa Teresa della Scalzi) в сторону Каподимонте, а затем спуститься к базилике на общественном лифте Санита (Аscensore Sanita).

Краткое описание
Катакомбы Сан-Гаудиозо представляют собой типичное раннехристианское подземное кладбище. От основного входа расходятся несколько коридоров, от которых отделяются более мелкие. В стенах коридоров расположены в несколько рядов локулы (loculi) — горизонтальные ниши для одиночных погребений. Захоронения наиболее почитаемых христиан, а также имущих членов общины организованы в аркосолиях (arcosolium) — нишах, верхний свод которых представляет собой арку. Чаще всего аркосолии находятся не прямо в коридорах, а в отдельных комнатах — кубикулах. В полах кубикул также находятся могилы — так называемые формы. Стены кубикул и своды аркосолиев украшены мозаиками или фресками V—VI веков.
В XVII веке катакомбы были значительно расширены доминиканцами — орденом, владевшим расположенной выше базиликой Санта-Мария-делла-Санита. Во вновь созданных подземных пространствах доминиканцы организовали специфические для катакомб Сан-Гаудиозо захоронения — амбулаторию, а также кантареллы — помещения для высушивания тел усопших.

Катакомбы V—VI веков
Гробница святого Гаудиоза находится в отдельной кубикуле (1). Первоначально святой был погребён в богато украшенном мозаикой аркосолии, затем его тело было помещено в отдельный саркофаг, использовавшийся также в качестве алтаря. Надпись над саркофагом сохранилась в идеальном состоянии и указывает на имя погребённого и дату его кончины. Мозаика аркосолия, напротив, очень повреждена — на фоне узора из листьев и виноградных грозд находилась, предположительно, увенчанная нимбом фигура Гаудиоза.
Кубикула святого Ностриана (2) сохранилась гораздо лучше. На мозаике аркосолия изображён сияющий крест. На потолке кубикулы находятся фрески с ликом Христа (в центре) и четырёх евангелистов, символически представленных в виде тельца (Матфей), льва (Марк), ангела (Лука) и орла (Иоанн Богослов). В XVII веке по заказу доминиканцев Джованни Балдуччи изобразил на стене кубикулы портрет святой Екатерины Сиенской.
В следующей кубикуле (3) находятся сразу два украшенных мозаикой аркосолия. В одном на фоне сложного узора из виноградных листьев изображена чаша, из которой пьют два голубя. Этот сюжет, часто встречающийся в катакомбной живописи, символически представляет блаженство святых (голуби), наслаждающихся из источника вечной жизни (чаша) в раю. Мозаика второго аркосолия содержит изображение стилизованного саркофага, над ним сияет крест, по обе стороны от которого находятся агнцы. Это также символ святых (агнцы), которые благодаря победе Христа над смертью (крест над саркофагом) вкушают жизнь вечную в раю.
Последний сюжет получил развитие в ещё одной хорошо сохранившейся мозаике (4). Птица с огненными распростертыми крыльями и короной у ног держит медальон с изображённым крестом и буквами α и ω. α и ω — это заимствованные из Откровения символы, означающие всесильность и всеобъятность Бога, а птица феникс, добровольно сгорающая и возрождающаяся из пепла, для ранних христиан была символом Христа, победившего смерть.
В катакомбах Сан-Гаудиозо находились мощи священномученика Созия, диакона Мизернского, пострадавшего вместе со святым Яннуарием. Фреска над гробницей Созия (5) содержит сияющий крест, фигуры первомученика Стефана и самого Созия. Созий изображён проповедующим Евангелие, с поднятой правой рукой.
Последней из фресок V века, входящих в стандартный маршрут, является изображение некоего усопшего Пасценция, уроженца Африки, судя по цвету лица (8). На фреске Пасценций преклонил колена перед апостолом Петром.

Катакомбы XVII века
- Кантареллы
В XVII веке доминиканцы значительно расширили катакомбы. Непосредственно за основным алтарём крипты было обустроены кантареллы — значительное помещение с десятками вертикальных ниш (6). Эти ниши, которые называются seditoi (букв. седалища) или cantarelle (букв. сушильни), представляют собой вырезанные из туфа сидения с находящимися под ними урнами. Тела усопших помещались на сидения и высушивались здесь. Впоследствии высушенные мумифицированные или скелетированные останки помещались либо в частную гробницу, либо в общественный оссуарий.


- Амбулатория
Протяжённый коридор за сушильнями был отведён доминиканцами для обустройства так называемой амбулатории (7). Тела усопших в сидячем положении помещались в вертикальные ниши, а затем замуровывались, за исключением головы. Перегородка, закрывавшая тело усопшего, покрывалась фреской с изображением покойного (без головы), в одежде и со знаками отличия, а также наносилась надпись с его именем, званием и эпитафией. Стены амбулатории представляли собой череду изображений замурованных в стены мертвецов, а венчались эти изображения нишами с черепами этих усопших. В амбулатории было похоронено таким специфическим образом шесть человек: Свева Джезуальдо, принцесса Монтесарчо; магистрат Диего Лонгобардо; Марко Антонио д’Апонте; Счипионе Бранкаччо; флорентийский художник Джованни Бальдуччи и один из монахов-доминиканцев. Изображение последнего наиболее красочно и соответствует макабрическим взглядам устроителей этого специфического кладбища. Перед молящимся доминиканцем предстоит увенчанная короной Смерть, вооружённая мечом и песочными часами.
Амбулатория в течение последующих веков являлась одним из излюбленных мест паломничества неаполитанцев, приходивших сюда молиться о душах, томящихся в чистилище. Поскольку этот культ постепенно оброс рядом обрядов и суеверий, с трудом совместимых с христианским вероучением, архиепископ Неаполя приказал в 1960-х годах убрать черепа из амбулатории. В настоящее время амбулатория представляет собой галерею с «безголовыми» фресками — от убранных черепов остались лишь небольшие ниши.

Ниша с захоронением монаха-доминиканца

Благородные господа платили бешеные деньги за то, чтобы быть похороненными в этой (и других тоже) церкви. Тело, привязанное за шею, спускали через дырки в полу вниз… Там его усаживали в нишу и ждали, пока жидкости стекут, а голова натурально отвалится. После чего остатки тела ночью перетаскивали в общую могилу, а череп выставляли на обозрение. Мест было не очень много, поэтому надо было быстренько освобождать помещение от тел… “Выставочный зал” был, по всей вероятности вот этот. Здесь череп закрепляли в стенке и рисовали картину остатков тела.

Единственный – “Сторож” вмурован в стену со всем своим скелетом. Интересно, что вмуровано два скелета: все кости двойные. Кроме головы.
Вот такая странная манера хоронить своих близких. Придумана она была исключительно для того, чтобы зарабатывать. Скопирована с испанского “оригинала”, только там жидкости тел стекали в море. Продержался этот обычай где-то лет 30, после чего был официально осуждён церковью и запрещён.
©
В амбулатории мужики похоронены в одной стене, а бабы - в противоположной. А вот на входе рядом стоят в нишах замурованы мужской и женский скелеты.Байка такова. Жили-были в Неаполе юноша и девушка. И любили они друг друга. И вот юношу призвали на войну, он долго не возвращался, и семья заставила девушку выйти за другого. Прошло много лет, и эта девушка, а на тот момент уже зрелая матрона, решила пощекотать нервы и посмотреть на доминиканскую амбулаторию. При входе она увидела в нише некоего усопшего (все помнят, что черепа были обращены затылком к зрителю), и вдруг череп сам собой повернулся, и в его жутком оскале дама опознала своего прежнего возлюбленного. Она упала замертво и была похоронена в соседней нише. ©

- Цистерна
В качестве кладбища доминиканцы использовали также осушенную античную цистерну (9), находящуюся под правым приделом базилики. В помещении цистерны сохранились захоронения XVII века, подражающие раннехристианским катакомбам, а именно локулы, аркосолии и формы. В настоящее время через цистерну организован выход из катакомб Сан-Гаудиозо.
+Наша галерея+

- Катакомбы Сан-Дженнаро -


Изначальное место захоронения Святого Януария, катакомбы находятся близ церкви Сан-Дженнаро в квартале Санитà на севере современного Неаполя. Эта территория находилась за пределами античного и средневекового города, так что по римским законам могла использоваться для погребений. Катакомбы состоят из двух непересекающихся рядов. Исходное ядро образовалось в процессе эксплуатации и расширения так называемого «нижнего вестибюля» в период конца II - начала III веков. Впоследствии от него ответвились крытые галереи нижних катакомб, образовавшиеся вследствие горизонтально-направленной выемки грунта. Что касается верхних катакомб, то здесь можно выделить несколько этапов развития: происходит она из древней гробницы, которую сегодня мы называем «верхним вестибюлем», знаменитым, прежде всего, фресками свода конца II века. Основными элементами, характеризующими верхние катакомбы, являются небольшая «крипта епископов» и величественная «базилика майор» (самая настоящая подземная базилика). Первая расположена возле могилы святого Януария, где были похоронены некоторые из первых епископов Неаполя; вторая является результатом существенных преобразований прилегающих помещений, произошедших в V в., когда сюда была перенесена могила Святого Януария. "Базилика майор" была целиком вырублена из туфа, она имеет три нефа и многочисленные фрески (V-VI вв.)
.flickr.

фото и текст© sinus24
Эти катакомбы считаются одними из древнейших. Не буду сильно углубляться в историю, просто обозначу, что они начали копаться во 2 веке нашей эры и расширялись до 4-5 веков.
В настоящее время в них ничего не осталось. А раньше хоронили в самой дорогой одежде вместе со всеми украшениями и атрибутами усопшего. Могилу выдалбливали в породе, потом закрывали мраморной плитой, с надписями.
Итак, можно различить три класса захоронения (каждая могила вмещала не одного клиента, а как правило, постепенно всю его семью):
"Эконом": в полу выдалбливали глубокую яму (форму), на дно которой хоронили умершего, яму консервировали мраморной плитой с рисунком портрета ее обитателя. Затем, по мере надобности, в могилу подселяли других родственников, иногда расширяя ее изнутри.
"Бизнес-класс": Одиночные горизонтальные ниши-погребения в вертикальной стене - локулы (loculi), также размещали рядом по семейному признаку. Причем, в зависимости от тарифа, размеры могли быть много меньше обычного человеческого роста, также консервировались мраморной плитой с надписями.
"Первый класс": Захоронения наиболее крутых уважаемых христиан, а также имущих членов общины оформлялись в аркосолиях (arcosolium) — нишах, верхний свод которых представляет собой арку. Аркосолии устраивали не прямо в коридорах, а в отдельных комнатах — кубикулах. Стены кубикул и своды аркосолиев раньше были украшены мозаиками или фресками II—VI веков:
Вот одна из сохранившихся фресок (фото 3). Изображена семья: мужчина, женщина и девочка. Они умерли в разное время, сначала девочка, которую нарисовали посередине, потом мужчина, дорисовали позже, наконец, женщина. Каждый раз на фрески наносили новый слой грунта и новое изображение.




- Катакомбы Сан-Северо -


Катакомбы связанны с памятью епископа Северо, выбравшего именно это место для своего погребения. Сегодня здесь практически ничего не сохранилось кроме небольшого кубикула и едва различимого таинственного прохода между фундаментами беспорядочно-иррациональной урбанизации, охватывающей весь квартал Санитà.
По бокам уцелевшего кубикула располагаются три погребальные ниши (аркосолии): центральная и левая еще относительно целы, и сохранили фрески, считающиеся лучшими примерами неаполитанский живописи катакомб. В то время как правая ниша почти полностью разрушена.
Центральный аркосолий украшен фресками, изображающими 5 фигур: по центру молодой дворянин, слева от него Святой Петр и Святой Януарий, а справа Святой Павел и Святой Север.
В девятом веке из-за кражи мощей Святого Януария, опасаясь, что та же участь может постигнуть и других епископов, похороненных за городскими стенами, было принято решение перенести священные останки на территорию города. В частности, останки Святого Севера были перемещены в городскую церковь Сан-Джорджо Маджоре.

Анатомические Машины (Anatomical Machines)
Музей Капеллы Сан-Северо (Museo Capella Sansevero)



оф.сайт
В подземной комнате под часовней Сан-Северо в Неаполе находятся две из самых ужасных находок Европы. Два скелета, мужчины и беременной женщины, стоят рядом заключенные в стекло, и их кровеносные системы сохранились практически идеально. Кровеносные системы разукрашены: синим цветом обозначены вены, а красным - артерии.
«Машины» были созданы врачом Джузеппе Салерно (Giuseppe Salerno), практиковавшим в 18-ом веке. Они являются самыми хорошо сохранившимися телами в мире. Однако их окраска и настолько хорошо сохранившаяся кровеносная система стали предметом оживлённых дискуссий. Некоторые говорят, что, несмотря на очевидную подлинность скелетов, вены и артерии не могут быть настоящими, и что они были состряпаны из пчелиного воска, железной проволоки и шёлка. Тем не менее, есть и те, кто верит в более жуткую версию этой истории, согласно которой Салерно был тёмным магом, который убил своих жертв, введя им вещество, заставившее затвердеть их плоть, в ходе процесса называемого «человеческая металлизация». Однако правда состоит в том, что спустя 250 лет невозможно сказать наверняка. Одно можно сказать точно: независимо от того, были ли эти тела забальзамированы в целях изучения или закрыты для демонстрации для более жутких целей – эти медицинские чудеса опережали своё время.

Таинственный Раймондо ди Сангро.


Принц Raimondo di Sangro Sansevero был оригинальным представителем европейского Просвещения. Храбрый солдат, писатель, издатель, первый Гроссмейстер Неаполитанского масонства, он был - более чем другой представитель своего времени - инициативным изобретателем и покровителем. В подземных лабораториях своего дворца в Ларго Сан Доменико Маджиоре (Largo San Domenico Maggiore), принц проводил эксперименты в таинственных областях знания, наук и искусств, от химии до гидростатики, от книгопечатания до механики, получая результаты, которые "потрясали" его современников. Он всегда скрывал детали своих изобретений, так же, как и свою тайную концепцию знаний.
Главным источником жизни принца, является второй том Istoria dello Studio di Napoli (1754), Giangiuseppe Origlia, а так же его письма, литературные заметки и многие архивы различных стран. Он родился 30 января 1710 года в Торремаджиоре (Torremaggiore), где его отец имел феодальные земли. Его мать, Сесилия Гаетани де Акуилья (Cecilia Gaetani dell’Aquila d’Aragona) дочь принцессы Авроры Сансеверино, умерла в декабре того же года. Отец, Антонио ди Сангро (Antonio di Sangro), герцог Торремаджиоре, часто покидал Италию по личным мотивам. Поэтому, всю заботу о молодом принце поручили его дедушке Паоло, шестому принцу Сансеверо и Рыцарю Золотого Руна. В возрасте одного года, Раймондо был отправлен в Неаполь, где и получил свое самое раннее образование по литературе, географии и благородных искусств.
Очень скоро, стало ясно, что у молодого человека исключительный ум. Приблизительно в 1720 году, Раймондо был отправлен в Рим в Иезуитский колледж, самую престижную школу того времени. Он стал превосходным студентом философии и лингвистики (он выучил восемь языков), изучал пиротехнику и естественные науки, гидростатику и военную архитектуру. По фортификационному делу, Раймондо написал до сих пор, неопубликованный трактат. В колледже он ознакомился с работами и музеем естествознания Анастасиуса Кирхера, известного ученого, книги, которого были полны ссылок на Герметические науки и традицию.
В 1726 году умер его дедушка и Раймондо вступил в наследство, так как его отец отказался от него. В шестнадцать лет, он стал во главе одного из самых богатых семейств в Королевстве. Закончив образование в 1730 году, Раймондо жил в Неаполе и в Торремаджоре до 1737 года, после чего, переехал на постоянное жительство во дворец Сансеверо, в сердце древнего центра Неаполя.
В 1741 году Раймондо изобретает новое орудие и становится полковником. Он принимает участие в сражении против австрийцев в 1744 году, выделяя себя храбростью и навыками ведения боя. Его страсть к военному искусству побудила его издать Практику Военных Упражнений для Пехоты (1747). Он заработал похвалу короля Франции Луи XV и Фридриха II Прусского, а испанские войска включили при своем обучении его упражнения.
Допущенный в 1743 году в Академию Креста (della Crusca), самое авторитетное учреждение того времени, Раймондо под псевдонимом Esercitato, получил разрешение от Бенедикта XIV читать запрещенные книги. Таким образом, Раймондо изучил работы Pierre Bayle, книги французских философов и мыслителей эпохи Просвещения, алхимические тексты и книги масонов, а так же научные трактаты всех наук. Как результат его чтения книг, он продемонстрировал удивительные вещи: разноцветные фейерверки, непроницаемую для воды материю, лекарства, излечивающие от многих болезней, а также цветную книгопечать, применяя изобретенный особый станок. В это же время, Раймондо начал работу над часовней Сансеверо, которую продолжит до самой смерти.
В 1751 году вспыхнул скандал, с его вступлением в масонство, через которое, в то время распространялись новые идеи. В это же время Бенедикт XIV осудил масонов, и Раймондо вынужден был отказаться от гроссмейстерства. Но это было лишь началом проблем. В типографии своего дворца, в 1751 году Раймондо напечатал свой шедевр "Lettera Apologetica", в которой, базируясь на древнеперуанской системе узелкового письма (кипу), создал "тайный язык". В своей книге он цитировал большое количество неортодоксальных авторов и распространял новаторские идеи о масонстве. Книга, сразу же подверглась критике, осуждена как еретическая и была запрещена Конгрегацией, и вскоре попала в Индекс запрещенных книг.
Разочарованный и озлобленный ди Сангро погрузился в "исследования Экспериментальной Физики", установив в подвале своего дворца большую печь и оборудовав большую алхимическую лабораторию "с каждым типом горелок". В это время он сделал много удивительных открытий, одно из которых, таинственный "вечный огонь", о котором он написал много писем Джованни Джеральди (Florentine Giovanni ), позже собранные в книгу и переведенные на французский язык. Принц продолжал создавать чудеса. Его дворец становится центром для академиков и путешественников, приезжавших посмотреть на удивительные изобретения, тайну, которых он никогда полностью не раскрывал: искусственные драгоценные камни, жидкость окрашивающую мрамор, таинственные картины и искусственная шерсть, палингинезию, и быстрый способ блестящего покрытия медной посуды оловом. Его, так называемые Анатомические Машины, которые он держал в "Апартаментах Феникса", поражали и смущали умы людей.
Последние пятнадцать лет его жизни прошли с серьезными экономическими трудностями, которые все же не отвлекали его от экспериментов и работе над часовню Сансеверо. В июле 1770 года, Раймондо сделал свое последнее захватывающее появление на публике. В течение многих воскресений он пересекал воды залива, из Capo Posillipo в Ponte della Maddalena, на своей изобретенной и построенной "мореходной карете". Она быстро перемещалась по волнам, благодаря хитрой системе колес и весел. Вскоре после этого, 22 марта 1771 года он умер в своем дворце Сансеверо. Как утверждают источники, вследствие болезни, вызванной его "химическими опытами". Самую последнюю тайну, он показал уже после своей смерти, когда его могила оказалось пустой.
Эксперименты и изобретения.
В 1739 году принц Раймондо изобрел аркебузу, которая могла стрелять, при помощи пороха или сжатого воздуха, имеющая единственный ударник и один вентиль. Это удивительное оружие было пожертвовано королю Чарльзу. В обширном примечании к "Lettera Apologetica", есть сообщение, что орудие было сделано "из определенного очень специального компонента, изобретенного Автором". Формула этого специального сплава, никогда не сообщалась.
В воскресенья июля 1770 года, по морю, отделяющему Capo Posillipo от Ponte della Maddalena, можно было увидеть удивительное событие: карета с многими лошадьми и извозчиком, мчалась по морским волнам. В действительности, лошади были сделаны из пробки, а карета перемещалась благодаря хитрой системе гребных колес, разработанных Раймондо ди Сангро. Вот отрывок из Gazzetta di Napoli» за 24 июля 1770 года: "принц Сансеверо, изобрел, и построил лодку, под видом кареты, способную вмещать двенадцать человек, которые на ней, благодаря движению четырех колес, передвигаются быстрее, чем, если бы на ней были весла или паруса".
Раймондо ди Сангро получал шелк и воск из некоторых растений, и демонстрировал их своим гостям и посетителям дворца Сансеверо. Воск, делался "без естественной помощи пчел", и получался "из различных обычных трав и цветов", которые вываривались в воде, должным образом подготовленной со "многими солями". По окончании этого процесса получалось "своего рода масло, которое, когда собрано и варено снова, становится чистым воском". Этот воск, белого цвета, мог использоваться, как и пчелиный воск. В 1752 году, Раймондо удалось получить так называемый "растительный шелк", из растения по имени "Apocynum". Из-за "чрезвычайной хрупкости" нитей этого растения, никому перед ним не удавалось получить нечто подобное. Они имели такое совершенное строение, что "конкурировали с обычным шелком". Используя растительный шелк, Раймондо сделал листы "бумаги, такой же, как и из Китая".
Интересы принца Сансеверо простирались так же и на медицину. Его способность "вдохнуть новую жизнь в мертвое тело, что вульгарно называют возрождением из мертвых", мы находим в "Lettera Apologetica". В 1747 году он спас Луиджи Сансеверино, принца Бисигнано, от смерти, которая казалась неизбежной "самыми квалифицированными Профессорами". Раймондо начал трудную работу, используя тайные искусства, и через несколько недель, полностью восстановил здоровье принцу. Подобный случай произошел три года спустя с человеком по имени Филиппо Гарлини, выздоровление которого, Раймондо контролировал с особой тщательностью. "Самые известные Профессора медицинского искусства" давали "блестящую признательность" этому замечательному выздоровлению. Даже министр Бернардо Тануччи, несмотря на наличие неприязни к принцу ди Сангро, подтверждал в письме 1752 года, что герцог Миранда, сокрушенный "пагубной лихорадкой" и "разъяренный докторами", которые не были способны вылечить его, излечен Раймондо ди Сангро, "известным [тем, что] возродил Бисигнано.
Раймондо изготавливал различные типы "твердых минералов, такие как рубин, зеленая яшма, различные виды агата и ляпис-лазурь [...], для него было удовольствием подделывать драгоценные камни всех видов". Эти камни ничем не отличались от настоящих, и их нельзя было "отличить". Есть упоминания, что принц усиливал цвет природных блеклых камней, насыщая их ярким оттенком. В 1767 году, ди Сангро продемонстрировал "лишение истинного цвета ляпис-лазури, придав ему белый цвет". Он достиг так же и окрашивания стекла, придавая ему различные цвета. Французский ученый де Лаланде, видевший результаты этих экспериментов, написал в своем дневнике: "искусство цветного стекла казалось было потеряно во времени. Принц Сансеверо возродил его. Он изготавливал стекло различных цветов, которые были ясные и прозрачные, словно стекло было изначально выплавлено с ними". Де Лаланд, считал опыты со стеклом просто "прекрасными".
Принц заинтересовался пиротехникой, еще учась в Иезуитском колледже в Риме. Раймонд написал в "Lettera Apologetica", что в будущем издаст трактат, посвященный этому искусству, в котором опишет, то, что было "неизвестно или скрыто". Однако трактат так и не был издан. Он проектировал пиротехнические театры, создавая при помощи фейерверков храмы, архитектурные перспективы, игру воды и дома. "Изумительная машина, которую он изобрел для сада, создает ясное и отличное пение птиц, благодаря непосредственно фейерверку". Изобретательность принца проявилась и в изобретении широкой гаммы цветов фейерверков; он производил "бирюзовый, лимонный и желто-апельсиновый цвета, белый, похожий на цвет молока, красно-рубиновый" и многие другие. Особенно прекрасным цветом был зеленый, который Раймондо изобрел в 1739 году, его оттенки колебались от зеленоватого морского цвета, изумрудного и цвета зеленой травы.
В ноябре 1753 года принц Сансеверо сделал "изумительное открытие" - вечную лампу. Занимаясь "химическими экспериментами" он случайно нашел вещество, которое при зажигании, горело более трех месяцев без малейшего "уменьшения", то есть, сохраняя свой вес. Ди Сангро описал состав: горючий материал был частично сделан из вещества, полученного из человеческого черепа ("кости самого благородного животного на Земле"), и частично из вещества, которое он боялся определить. Он подчеркивал, что материя, которую он обнаружил, не была фосфором, а испускала "красивое и живое пламя", "скорее меньше, чем произведенные восковыми свечами или масляными лампами".
Раймондо проектировал и гидравлические устройства, одно из которых, "действием только двух устройств, подобным двум трубам", поднимало воду "к любой" требуемой высоте "без работы животного". Это устройство заслужило "аплодисменты и похвалу самого опытного в искусстве". Принц Сансеверо объяснил возможные применения его "самого полезного" изобретения: "используя его в странах, где есть недостаток речной воды, Вы сможете пользоваться дождевой (водой) на заводах или для того, чтобы делать ткани или другие вещи".
Эксперименты палингенезии являлись самыми таинственными, из всех опытов принца Сансеверо. Согласно описаниям его современников, он был способен к палингенезии растений, насекомых и маленьких животных из их пепла. Раймондо никогда не открывал методы действий опытов, сохраняя все в тайне. Его ученик описывает один из опытов, а именно о "палингенезии речных раков, которые сожжены дотла и производят большое количество насекомых, которые питаемые свежей кровью вола, специфическим образом, восстанавливаются в новом рождении". Астроном де Лаланд посещавший принца, пишет в своих мемуарах о "естественной палингенезии растений и животных, особенно пепел фенхеля, которых был благополучно превращен в растение".
В области искусств он изобрел так называемое "colori oloidrici", "прекрасный цвет передающий миниатюре цвет масла". Эта техника могла использоваться на любом материале, в отличие от нормальной миниатюры, слоновой кости, пергаменте, бумаге или другим скоропортящимся материалам. Принц мог окрасить мрамор так, что цвета, проникали в глубину материала, а не оставались на поверхности. Он изготавливал и искусственный мрамор, демонстрируя его в своем дворце. Здесь же находились две картины, сделанные из "шерсти различных цветов", которые создавали специальные оптические эффекты и были столь потрясающими, что "конкурировали с любой живописью". Он изобрел "бумагу для артиллерийских патронов, которая не загоралась, а мгновенно превращалась в уголь". Ди Сангро, придумал дерево и уголь, которые не давали при сгорании пепла и золы. Он получил искусственную кровь, обработкой пищи и экскрементов. Принц превращал морскую воду в сладкую "без разъедающих веществ или адского камня".
Изобретения, его книги и эксперименты, сложные и скрытые символы часовни Сансеверо гарантировали Раймондо ди Сангро, особое, блистательное место в истории оккультных наук и искусства.

***

В 1656 году Неаполь охватила ужасающая эпидемия чумы. Сотни жертв "черной смерти" нашли последний приют в туфовых пещерах около холма Матердеи. В этот огромный оссуарий свозили останки неимущих и обездоленных, а также захоронения с территории городской церкви. Так родилось кладбище Фонтанелле.
До этого момента история кладбища кажется ничем не примечательной. Но в Неаполе нет места обыденным вещам: миф, магия и грёзы пронизывают реальность этого города. Жизнь распорядилась так, что кладбище расположилось в районе "Верджини", где в древности греки хоронили в подземных гротах непорочных последователей культа бога Эвноста. В конце XIX века над сводами пещер началось строительство храма Мария Сантиссима дель Кармине и святой отец Гаэтано Барбати с помощью прихожан упорядочил тысячи человеческих костей, найденных в пещерах.С этого момента в игру вступает магия как одна из форм почитания этих безымянных умерших, души которых, согласно народному поверию, обречены вечно блуждать в Чистилище. Неаполитанцы стали приходить в пещеры и "усыновлять" умерших, отождествляя их со своими предками. Выбранные для почитания останки получали имена, их помещали в деревянные реликварии, украшали цветами и молились за их души, чтобы облегчить их участь в Чистилище. Умершие, в свою очередь, посылали живым вещие сны, открывая им будущее, секреты успехов в любви или выигрышный номер в лотерею. Их магические откровения должны были скрасить участь живых в том чистилище, которым является земное существование.

Из Википедии:
Кладбище Фонтанелле — оссуарий, устроенный в естественных пещерах у подножия холма Матердей, возле Неаполя.
История
Во время испанских завоеваний XVI века появилась необходимость в новых местах для захоронения усопших. Тогда было принято решение хоронить умерших за пределами города, таким образом, властями для погребения была выделена цепь природных пещер за восточной окраиной города. Но многие неаполитанцы хотели, чтобы их тела предавали земле в местных церквях. Тогда останки из городских кладбищ стали перемещать в выделенную пещеру за пределами города, которая впоследствии получила название кладбище Фонтанелле.
Основные захоронения в пещере произошли в 1656 году из-за начавшейся эпидемии чумы, когда каждый день умирало около полутора тысяч человек. После окончания чумы пещера была замурована, и на протяжении последующих столетий оссуарий открывали для того, чтобы свозить туда трупы во время очередной эпидемии. В конце XVII века произошло сильное наводнение, которое вымыло останки из пещеры. Тогда на кладбище стали свозить трупы нищих и бедняков, у которых не хватало средств на погребение.
Последний раз захоронения на кладбище Фонтанелле были проведены в 1837 году во время эпидемии холеры.
Почитание и культ
В 1872 году по инициативе местного священника Гаэтано Барбати жители стали приводить в порядок захоронения. Останки были каталогизированны и упорядочены. Останки были помещены в импровизированные крипты и деревянные склепы. Тогда в Неаполе и возникла традиция ухода за безымянными черепами. Им давали имена, украшали цветами, молились за усопшего, просили у них советов. У входа в пещеру была построена небольшая церковь, посвященная святейшей Богоматери Кармелитов.
Культ почитания мощей просуществовал до середины XX века. В 1969 году неаполитанский кардинал Коррадо Урси, решил, что поклонение является проявлением фетишизма и приказал закрыть кладбище. В начале XXI века кладбище было открыто для посетителей в качестве исторического памятника.

Exterior Purgatorio ad Arco

wiki
-flickr-
Церковь Санта Мария дель Пургаторио (Santa Maria del Purgatorio), у входа в которую установлены бронзовые черепа с костями. Многие прохожие, особенно пожилые, их гладят и крестятся. Когда-то после очередной битвы жены тех, кто не вернулся, стали ухаживать за останками тех, кто вернулся и был похоронен в подвалах этой церкви. Впоследствии это переросло в нечто вроде культа поклонения мертвым. Церковные власти поначалу пытались это пресечь, но потом, видя, что у них не получается, мудро решили в целях поддержания авторитета показать, что процесс идет под их руководством. Так эти бронзовые черепа и появились.

*
Дорогой читатель! В течение четырех последних рассказов мы с тобой бродили по холму Каподимонте, районам Санита и Фонтанелле, исследуя неаполитанские катакомбы. Сейчас мы возвращаемся в центр (Декуманы), на виа Трибунале, чтобы поглядеть пропущенную нами церковь в честь Богородицы и Душ чистилища (Santa Maria delle Anime del Purgatorio) - один из центров местного культа мертвых.
Фасад церкви не предвещает ничего необычного. Как впрочем, и интерьер.
В левом углу сидит неприметная девушка, желающая взять с Вас 3 евро. Отдайте их и пройдите по лестнице вниз. Предупреждаю, как и в костнице Фонтанелле: слабонервным и беременным не входить!
Церковь Санта-Мария-дель-Пургаторио построена в 1616-1638 годах, стиль барокко Вы уже без моей подсказки узнаете. Заказчиками и владельцами церкви была Opera Pia - созданная в 1605 году мирянская конгрегация, озаботившаяся судьбами душ в чистилище. Под церковью и в примыкающем гипогее конгрегация за свой счет погребала бедняков и опять-таки за свой счет заказывала заупокойные мессы. В лучшие годы в церкви служилось до 50 реквиемов в день. Чтобы усерднее молиться за души, мучающиеся в чистилище, Opera Pia обустроила нижнюю церковь по образу и подобия этого самого чистилища (ну или как они его себе представляли):

Серое мрачное безрадостное место. Никаких излишеств и украшений. Большое пустое пространство с множеством алтарей (здесь реквиемы и совершались). В центре церкви символическая могила - на самом деле здесь вход в подземелье, где погребены бедняки:

Слева от главного алтаря начинается коридор, ведущий в гипогей. В стенах коридора и гипогея уже знакомая Вам по Фонтанелле картина: взятые наугад черепа, помещенные в мавзолеи:

Пол в гипогее - земляной. Под нами сотни безвестных неаполитанцев, вернувшиеся в землю, откуда были некогда взяты Творцом. Обстановка очень мрачная, взявшая у меня 3 евро девушка тараторила без умолку по-итальянски, два итальянских ragazzo, не стесняясь, щелкали со вспышкой. Если в чистилище также мрачно, то как хорошо, что у нас в Православии чистилище отсутствует)))
Ну и накоенц в самом углу гипогея находится объект поклонения неаполитанских невест. В Питере счастливые невесты обычно отдают один из букетов Медному всаднику (странный выбор, не так ли?), а вот в Неаполе букет достается черепу по имнеи Лючия:

Есть несколько вариантов легенды об этой Лючии. По "официальной версии", это голова юной княжны, дочки Доменико д'Аморе, принца Руффано, умершей от туберкулеза вскоре после свадьбы. Убитый горем отец был активным членом конгрегации Opera Pia и "по блату" похоронил дочь в гипогее. "Неофициальных" версий множество: благородная девушка, умершая от любви к бедняку; жена утонувшего рыбака, умершая от горя, и т.д.
©

Власти Неаполя уличили городские пиццерии в использовании гробов для топки хлебопекарных печей, пишет Il Giornale. В городской полиции предполагают, что гробы, выкопанные на кладбищах Неаполя, владельцы кафе покупают на чёрном рынке.
По мнению представителей правоохранительных органов, недобросовестные владельцы небольших кафе, предлагающих посетителям пиццу и свежевыпеченные хлебобулочные изделия, используют гробы в качестве топлива, чтобы сэкономить на покупке дров.
При этом власти заметили, что на топку печей пиццерий помимо гробов идут и другие предметы, украденные на городских кладбищах, например деревянные вазы и горшки для цветов. Так, только в 2009 году с кладбищ было украдено около пяти тысяч горшков.
Озабоченность администрации Неаполя вызывает тот факт, что появившиеся сведения о растопке хлебопекарных печей гробами могут отрицательно сказаться на местной экономике, так как туристы, за счёт которых существуют многие заведения, откажутся приезжать в город.
Пока не установлено, какие именно кафе пытаются сэкономить на дровах таким экстравагантным образом. В ближайшие две недели санитарная комиссия проведет проверки в пиццериях, а специальный совет по охране кладбищ - акции против вандализма.


Смерть тут воспринимают как-то по-особенному. С определенной долей торжественности и неизбежности. Вполне может быть, что сказывается еще и соседство с Везувием. Зная, что в любую минуту он может начать извергаться, начинаешь острее чувствовать жизнь. Все знают историю Помпей. Но ведь вулкан извергался и совсем недавно. Буквально в 1944 году Неаполь накрыло так, что бомбежки показались детским лепетом. И когда он проснется снова - через день или через год _ не знает точно никто. Это всего лишь вопрос времени. Поэтому и приходится жить так, будто день последний. А с мертвыми прощаться - будто они навсегда остаются рядом с тобой. Хотя почему «будто»? Сотни тысяч останков остаются доступными для обозрения и сегодня. Надо просто знать, где искать.
Кстати, о смерти тут сообщают довольно необычным образом: развешивают по улицам плакаты. Афишные тумбы увешаны типографским способом отпечатанными листовками-полотнищами, сообщающими о том, что кто-то из родни отправился в мир иной. В популярных для сбора людей местах их могут быть десятки за раз. Днем, когда улицы пусты, смотришь на эти некрологи и создается впечатление, что тут вообще все умерли.
©


-Cimitero di Santa Maria del Popolo или "Кладбище 366 ямок"-

Кладбище 366 ям (Cimitero delle 366 Fosse) или кладбище Санта-Мария-дель-Пополо основано в 1762 году и расположено на склоне холма с видом на пригород Неаполя, коммуну Поджореале. Архитектором был флорентинец Фердинандо Фуга.
Столкнувшись с массовым притоком бедняков в Неаполь в поисках работы, власти озаботились проблемой обеспечения жильем иммигрантов не только при жизни, но и надлежащего христианского погребения почивших бедняков, который являлся максимально дешевым. В XVIII веке захоронения на кладбищах внутри городских стен были запрещены, а усопших хоронили бессистемно, таким образом вокруг Неаполя возникали стихийные кладбища. Стимулом для организации подобного кладбища являлось желание систематизировать погребение бедных слоев населения: тех, кто умер в неаполитанских приютах, богадельнях, госпиталях.
Само кладбище - это большой квадратный двор, окруженный высокими стенами с 3 сторон и воротами с четвертой. Под поверхностью земли вырыты 360 примыкающих друг к другу глубоких шахт-колодцев, по своей сути братских могил в 4 м² в ширину, 7 метров в глубину. Сами шахты представляют собой прямоугольную конструкцию с арочным потолком, позволяющим открываться на поверхность. Каждая шахта отмечена квадратной плитой (80 см), с числами от 1 до 360. Склепы и плиты расположены таким образом, что каждое число соответствует определенному дню года, начиная с 1 января. Всего 19 рядов. Числовая последовательность организована таким образом, что в первом ряду плиты нумеруются слева направо, второй ряд нумеруется справа налево. Ещё 6 шахт находятся внутри здания на входе в кладбище (366 шахта - для дополнительного дня в високосном году).
Для погребения усопших раз в год открывалась шахта, своим числом на плите соответствующая дате погребения, и туда сбрасывали бренные останки бедного класса, после чего шахта опять закрывалась на один год. В среднем в день хоронили 25 человек.
В 1794 году после землетрясения захоронения производили в наименее заполненных резервуарах. Кладбище функционировало с 1762 до 1890 года, по подсчетам на нем захоронено более ста тысяч человек. В настоящее время кладбище не функционирует и медленно приходит в упадок.
Для погружения останков в подземные шахты склепов использовали железную лебедку. Впервые использован этот аппарат был в 1875 году, а до этого года тела умерших бесцеремонно сбрасывались в резервуар. История гласит, что в 1875 году английская баронесса во время своего пребывания в Неаполе потеряла дочь из-за вспышки холеры и случайно стала свидетелем погребения тел бедняков, после чего осталась в ужасе от увиденного и пожертвовала кладбищу лебедку, дабы с телами бедняков хотя бы после смерти продолжали обращаться достойно.
На входном здании с орнаментом в виде черепа и костей имеется надпись на латыни, гласящая «Справедливый и либеральный король Фердинанд IV, владеющий обеими Сицилиями, построил это общее кладбище с отдельными могилами для своего возлюбленного народа, преследуя цель избежать скопления трупов и их запахов и отвратить их вред от своего народа, и чтобы обеспечить надлежащее погребение.»
Таким образом, кладбище Санта-Мария-дель-Пополо в Неаполе представляет собой симбиоз религиозных требований для надлежащего захоронения с рационалистическим импульсом эпохи Просвещения.



Cтарое Английское кладбище у церкви Санта Мария делла Феде
ex Cimitero degli Inglese di S. Maria della Fede

Первое «некатолическое» кладбище столицы Королевства Обеих Сицилий было основано по Высочайшему указу (несмотря на сопротивление местного духовенства) в 1826 г. – как тогда полагалось, за городской чертой, как «еретическое», и в угоду ультракатоликам – в одном из самых непристижных мест, у стен венерического госпиталя. Уже в 1833 г. здесь произошло погребение подданного России (Александра Лобри). Кладбище было разделено на участки, имевшие буквенное обозначение; в середине XIX века была произведена перерегистрация участков, и номера многих могил получили два номера, «новый» (new) и «старый» (old).
С течением времени, несмотря на то, что здесь хоронили некатоликов самых разных национальностей – русских, греков, немцев, швейцарцев и других, получило у горожан прозвание «Английское» (degli Inglese). Для этого были, впрочем, дополнительные основания, т.к. кладбище являлось собственностью Британского консульства, оперировавшего от лица протестантских общин Неаполя. Кладбище было закрыто в 1893 г., когда число могил перевалило здесь за тысячу, главным образом из-за того, что его территория оказалась окруженной возникшей здесь в те годы массовой жилой застройкой: стало невозможным ни его расширение, ни нормальное функционирование. Впоследствии мемориальное место, уникальный свидетель отношений Неаполя с внешним миром, пришло в трагический упадок. Сыграло свою роль небрежение британской дипломатической службы, его официального владельца, и городских властей, продемонстрировавших нечувствительность к собственной истории, а в годы Второй мировой войны, когда Италия и Великобритания оказались во вражеских лагерях, кладбище осталось совсем бесхозным. Местные жители годами использовали эту территорию для своих нужд, памятники варварски уничтожались и расхищались. В результате в 1980 г. Британское консульство продало за символическую сумму крайне деградировавшее кладбище, вместе с большинством его надгробий (их осталось к тому всего около 250), муниципалитету Неаполя, устроившему здесь общественный сад. Останки были перенесены и погребены в общей костнице «Нового английского кладбища», на это же кладбище перенесли некоторые ценные надгробия.
Остальные плиты и памятники, ставшие собственностью муниципалитета, распределили следующим образом: девять самых красивых надгробных памятника оставили in situ, другие надгробия, ценные в художественном отношении, отправили в Государственный музей Сан-Мартино (Museo Nazionale di San Martino), несколькими памятниками украсили королевский парк Каподимноте, а все остальные складировали в муниципальном депозитарии в Анжуйском донжоне (Maschio Angioino). ©




Черепа Чертоза-ди-Сан-Маартино (итал. Certosa di San Martino, картезианский монастырь св. Мартина) — бывший картезианский монастырь в Неаполе.

запись создана: 13.03.2012 в 13:18

@темы: цитаты, погребальные сооружения, поверья и приметы, обряды и традиции, катакомбы, итальянские кладбища, древние захоронения, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

URL
Комментарии
2012-03-13 в 16:27 

/Penumbra/
борется с системой. координат.
ну вот, а гордые жители южной россии считают что древние греки считали что врата в царство аида в Тамани находятся)

2012-08-24 в 17:06 

Спасибо вам огромное! В ближайшее время собираюсь посмотреть катакомбы, ваш рассказ мне очень пригодится!

URL
2012-08-24 в 17:46 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Гость, Рады, что помогли, чем смогли :)

URL
2015-02-21 в 18:15 

Athlon
Очень интересно.Спасибо!

2015-02-21 в 23:19 

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
=) не за что)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная