Ueber ewiger Ruhe

15:09 

Аскольдова могила


Аскольдова могила — место на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь Аскольд. Ныне — это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте древнего Угорского урочища.
Со времён княгини Ольги и до начала XIX века над могилой князя Аскольда стояла постоянно возобновлявшаяся деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. В 1809—1810 годах по проекту архитектора А. И. Меленского на этом месте возведена каменная церковь-ротонда. В 1936 году церковь была превращена в парковый павильон, над которым по проекту архитектора П. Г. Юрченко в 1938 году была надстроена колоннада. С 1990-х годов - действующий храм (УГКЦ), в 1998 году восстановленный в первоначальном виде.
С 1786 года вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где находились захоронения многих именитых киевлян. На этом кладбище были похоронены лётчики П. Н. Нестеров и Е. Н. Крутень — первые российские асы (их могилы перенесены). Официальное решение об уничтожении кладбища, мешавшего созданию парка, было принято в 1935 году.
Во время оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, ликвидированное после освобождения Киева в 1944 году. После 1945 года Аскольдова могила стала одним из мест захоронения солдат и офицеров погибших при освобождении Киева от немецких оккупантов. В 1957 году их прах был перенесён в Парк Вечной Славы.
В парке установлен деревянный крест, напоминающий о том, что в 1918 г. на кладбище были похоронены украинские юноши-патриоты, павшие в бою с большевиками возле станции Круты. Неподалеку поставлен памятный знак (архитектор Я. Виг, 1997), посвященный отражённому в летописи пребыванию здесь в конце IX в. угров (венгров) на пути с Поволжья к территории современной Венгрии.

Текст из Брокгауза и Эфрона
Аскольдова могила — место убиения храбрых витязей Аскольда и Дира, на уступе Печерской возвышенности г. Киева, обращённом к В. Дир был погребён за Ирининским монастырем, а Аскольд — на месте его кончины.
Местность эта с древних времён ограждена стеной, и здесь с издавна существует кладбище. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николая, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая.
Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.

Вики
Аскольдова могила является частью паркового комплекса на склонах правого берега Днепра. В древние времена эта местность называлась Угорским урочищем. Согласно легенде, вблизи этого места, на берегу Днепра, в 882 князь Олег убил киевских князей Аскольда и Дира. После этого князю Олегу удалось занять княжеский престол, и он стал талантливым правителем Руси. А Аскольд и его брат были похоронены на том же месте, где были убиты. Хроники свидетельствуют о том, что Аскольд был призван на правление киевлянами. Есть сведения о том, что он был крещен в Царьграде в 860-е годы, принял христианское имя Николай и предпринимал попытки распространить на Руси христианство. Тем не менее, историки выдвигают гипотезу, согласно которой история убийства Аскольда и Дира - всецело фольклорный сюжет, однако Аскольдова могила считается местом захоронения киевского князя. На месте трагической гибели Аскольда была сооружена небольшая деревянная часовенка.
В 1810 архитектор Меленский соорудил вместо деревянной церкви каменную церковь Святого Николая в форме ротонды. Позднее она была перестроена и превращена в парковый павильон. В 1935 году к сооружению была присоединена колоннада, и именно в таком же виде павильон сохранился до сегодняшнего дня.
В XIX веке вокруг Аскольдовой могилы образовалось небольшое кладбище, на котором были похоронены многие известные люди Киева, в том числе медицинский профессор Меринг, пилот Нестеров, выполнивший знаменитую мертвую петлю, и многие другие. Кладбище просуществовало до 1935 года, после чего место вокруг Аскольдовой могилы было превращено в парковую зону, а все места захоронений были перемещены на отдельное кладбище. С 1918 года неподалеку от захоронений был воздвигнут также деревянный крест над могилами юных украинских патриотов, убитых большевиками около станции Круты. Их могилы были также перенесены на новое кладбище.
Эти живописные места всегда были окружены мистическими легендами и историями. Они привлекали внимание как жителей Киева и гостей города, так и писателей и поэтов. Аскольдова могила не раз упоминалась в произведениях Тараса Шевченко, писатель Загорский посвятил этому месту свой роман, который лег в основу либретто знаменитой оперы Верестовского. Эта опера приобрела огромную популярность и даже сегодня мы можем видеть ее в репертуарах современных украинских театров.
Неподалеку от Аскольдовой могилы находится памятник апостолу Андрею Первозванному, святому, который в истории Киева сыграл особую роль. Согласно летописанию Нестора, две тысячи лет тому назад Апостол Андрей, после попыток насадить христианство в скифских землях, благословил холмистый берег Днепра и предсказал ему славу Иерусалима русских земель. Скульптура памятника была создана Швецовым из цельного куска гранита. Монумент знаменует славные деяния святого Андрея Первозванного.
©
еще

©
Жемчужиной Киевского некрополя можно было бы назвать «Аскольдову могилу» — бывшее городское кладбище, которое во время своего существования считалось самым замечательным как по месту расположения, так и по художественной ценности надгробий, стоявших над могилами похороненных в них людей. В «Путеводителе по Киеву», изданном в 1913 году, сказано: «На кладбище почивают многие общественные, военные и административные деятели, имена которых известны далеко за пределами Киева. И Аскольдову могилу должен посетить всякий, кто хоть на несколько дней приедет в Киев». Известно, что декабрист Н Бестужев-Рюмин желал, чтобы его тело после казни перевезли в Киев и похоронили на Аскольдовой могиле.
Местность, называвшаяся Аскольдовой могилой, расположена на высоком берегу Днепра. Здесь, по преданию, в IX веке был похоронен киевский князь Аскольд.
Древний Киев лежал на большой дороге «из варяг в греки» — из северных стран, населенных храбрыми и воинственными варягами, в богатую и торговую Грецию. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря — Аскольд и Дир — вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти на Царьград уже войной. Собрав большую дружину, они посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду-Константинополю (нынешнему Стамбулу). Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир — Илией.
После этого они княжили в Киеве недолго. В 882 году Новгородский князь Олег пришел на ладьях к Киеву и пристал к берегу близ Печерской возвышенности — против слияния протока Черторын и с Днепром. Новгородские воины были спрятаны в ладьях, а князь Олег назвал себя «варяжским гостем» — купцом. Не подозревая обмана, Аскольд и Дир вышли к своим землякам, но на береговом уступе их внезапно окружило новгородское войско. Киевские князья были убиты, и Аскольда погребли тут же — на месте его мученической смерти, которое с тех пор называется Аскольдовой могилой. Тело погребли далеко от Днепра — на месте, где впоследствии был возведен Ирининский монастырь.
Великая княгиня Ольга, чтобы почтить память первого христианского князя Киевского, построила над могилой Аскольда церковь во имя Святого Николая.[16] До настоящего времени эта церковь не сохранилась, а каменный одноглавый храм, ныне находящийся над Аскольдовой могилой, был выстроен в 1810 году купцом Мещеряковым. В 1867 году, в память 1000-летия крещения Аскольда, был установлен ежегодный крестный ход на Аскольдову могилу, который совершается 2 июля — в день положения Пречестной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
С 1796 года эта живописная, спускающаяся террасами к Днепру местность, принадлежавшая Никольскому мужскому монастырь, стала общественным кладбищем, на котором в основном хоронили представителей привилегированных слоев населения. В 1810 году вместо прежней деревянной церкви по проекту киевского архитектора А.И. Меленского возводится новая каменная церковь во имя Николая чудотворца, а еще через пять лет был подписан контракт с известным иконописцем О. Белецким на роспись стен, алтаря и купола внутри церкви.
Однако в 1845 году захоронения на кладбище запрещаются, а вскоре его вообще закрывают, опасаясь сползания фунта из-за начавшегося строительства моста над Днепром. В 1847 году русский император Николай I, осмотрев церковь кладбища, которую предполагалось снести, приказал отремонтировать ее, а кладбище сохранить. В 1866 году Аскольдову могилу обнесли каменной оградой, и с 1872 года на кладбище вновь разрешено было хоронить.
До середины XIX века захоронения на кладбище располагались весьма хаотично, но в 1880-е годы на должность кладбищенского смотрителя был назначен иеромонах Рафаил — человек энергичный и образованный. Он с жаром взялся за благоустройство кладбищенской территории: его усилиями весь склон горы, занятый кладбищем, был разбит на террасы, проложены лестницы и дорожки, установлены скамейки и т. д. Иеромонах Рафаил построил также оранжерею, где выращивали цветы и другие растения для украшения могил.
Но после Октябрьской революции, в последний день мая 1919 года, Коллегия коммунального хозяйства Киева постановила кладбище закрыть в связи с его переполнением и создать «заповедник с образованием в церкви музея… и передачей всей территории в ведение Всеукраинского музейного городка под постоянным наблюдением инспектуры охраны памятников культуры, с организацией специального штата экскурсоводов и изданием путеводителей». А в декабре 1934 года Киевский горсовет постановил «Аскольдову могилу как кладбище ликвидировать… поскольку некрополь составляет лишь часть большого парка». И началось безжалостное уничтожение памятников, из которых только 15 были переданы Художественному институту в помощь занятиям студентов. Небольшое количество захоронений родственники перенесли на другие кладбища Киева, все остальное было разбито.
К настоящему времени захоронения не сохранились даже в склепе церкви, утерян и первоначальный план кладбища, на котором за весь период его существования было произведено 1902 захоронения.
Хоронили на Аскольдовой могиле людей, принадлежавших к самым разным слоям общества: от революционеров-народников до губернаторов и сиятельных князей. Много здесь упокоилось людей военных — участников войн 1812 года, Русско-турецкой и Первой мировой… 2 февраля 1918 году в братской могиле были похоронены 18 студентов, защищавших независимость Украины и убитых в сражении с большевиками под Крутами. С Аскольдовой могиле связаны одноименный роман М.Н. Загоскина, опера А.Н. Верстовского, а также популярная трагическая песня А.Н. Вертинского «Я не знаю — зачем, я не знаю, кому это нужно…», посвященная юношам, погибшим в Гражданскую войну.
Надгробные сооружения Аскольдовой могилы по своей форме были очень разнообразны — от простых деревянных крестов до величественных склепов. Например при входе на кладбище, на возвышенности, стояла пятиглавая часовня-усыпальница инженера путей сообщения П.Н. Зобницкого, сооруженная в романском стиле. Рядом с часовней во имя Николая Чудотворца располагался семейный склеп дворян Турчаниновых, построенный в византийском стиле с голубым куполом, украшенным золотыми звездами. Пол этого склепа был выложен плитами из белого и серого мрамора.
К наиболее интересным надгробиям Аскольдовой могилы можно отнести белоснежный склеп, в котором погребли известного в России антрепренера Н.Н. Соловцова, организовавший в 1891 в Киеве году знаменитый Соловцовский театр. На входом в его склеп был установлен фигурный крест, вокруг которого полукругом шла надпись: «Блажении милостивш яко тие пожаловании будут». Прах Н.Н. Соловцева в 1935 году был перенесен на Зверинецкое кладбище, а в 1970 году перезахоронен на Новом Байковом кладбище, где ему и его жене, актирисе М. Глебовой, поставили памятную стелу. После Аскольдовой могилы на Лукьяновском кладбище упокоился знаменитый летчик П.Н. Нестеров, впервые исполнивший фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю» — и погибший в Первую мировую войну в воздушном бою над полями Галиции при совершении первого в истории войн тарана вражеского аэроплана. На Зверинецкое кладбище перенесли прах собирателя старины В.В. Тарновского, лично знавшего украинского кобзаря Т. Г. Шевченко.
Но многие могилы Аскольдовой могилы, как указывалось выше, к сожалению, сровняли с землей, а надгробные сооружения были использованы в других целях. Такая судьба постигла массивный памятник из белого мрамора, который был установлен на могиле известного киевского профессора-терапевта Ф.Ф. Меринга, могилу адвоката Л. Куперника — отца известной писательницы и переводчицы Т.Л. Щепкиной-Куперник и другие. На могиле ротмистра Бориса Чиважевского стоял памятник из черного лабрадора, вся поверхность которого была испещрена проникновенными стихами. Смысл этих надгробных эпитафий заключался в сопоставлении страданий Пресвятой Богородицы и обычной женщины, потерявшей сына в Первую мировую войну.
Вот сын одной лежит во гробе,
Безмолвный, снятый со креста,
А сын другой на бранном поле
Принял мучительный конец…
И тихо плачут матерь Бога
И человеческая мать…
В годы Великой Отечественной войны территория парка «Аскольдова могила» использовалась для захоронений умерших, немецких солдат. После войны вокруг храма Николая Чудотворца хоронили советских воинов-героев, но потом их могилы перенесли в располагавшийся поблизости Парк вечной славы. В 1952 году все парки на правом берегу Днепра, включая и Аскольдову могилу, были объединены в единый Центральный городской парк культуры и отдыха.
©


@темы: древние захоронения исчезнувшие кладбища украинские кладбища

Комментарии
2010-10-03 в 15:17 

Я взываю к далёкой мордорской звезде, Я хочу уйти и раствориться во тьме (с)
одно из любимых мест в городе)

2010-10-04 в 02:28 

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
A. Kirn , вообще не в тему, но пришли мне вот этот свой авик размером побольше или картинку целую, позязязязя... *_*

2010-10-04 в 13:02 

Br. Samedi
уже взял аватарку в таком виде =/

2010-10-04 в 14:01 

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
Т_т
Эххь, прийдется самой пробовать отыскать)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная