Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
90 были очень странной порой. Поверьте мне, я в них рос. Безусловно, 80-е тоже были по своему странными, но они были странными безобидно. Девяностые были странными весьма опасными, злобными и неуживчивыми. И не только на территории раздираемого СССР.
Музыка, как срез общественных настроений тоже хорошо отражала ту странную недобрую эпоху. Эпоху, мечущуюся между совершейшим мусором и высоким штилем, между уличным насилием и поэзией, между выходом в мэйнстрим гэнста-рэпа и всей его культуры и возникновение современных романтических музыкантов. От прогрессирующей электроники, все более гармоничной и совершенной и все более и более проникающей в музыку в виде ли клубных битовых треков Фэьбой слима или мрачного Эмбиента, до злого хип-хопа и зализанных МТВшных "Р-н-Б" хитов. От Билла и Теда до Бивиса и Баттхеда.
Словом эпоха весьма странная, хаотичная и непонятная.И само собой, мы даже близко не смогли составить даже примерный срез музыки того времени, хотя мы очень старались. Обошлись мы без претенциозных Радиэхед, избегли Бритпопных Блюр, забили на Чилийских перцев и все же, я смею надеяться, сумели выбрать все-таки достойный срез эпохи в том, что важно.
И ранние 90е в музыке довольно однозначно ассоциируются с фундаментальным жанром обиды и досады, что отметили даже Симпсоны. Гранж, Сиэтлский феномен.
Но мы не ищем легких путей, поэтому очевидный выбор послушать Nirvan'у мы отвергли. Пусть себе Курт покоится с миром, а Дэйв Гроул и дальше играет демонов.
Мы же возьмемся слегка за любимую группу Бивиса и Баттхеда - Alice in Chains. Ну что сказать? Вполне себе grunge. Грязные гитары, депрессивный вокал и жуткая лень вокалиста в проговаривании слов, особенно перерывов между ними. Что и приводит к легендарному ужасу Логопеда, изящно обстебанному Wierld Al'ом:
"It's unintelligible
I just can't get it through my skull
It's hard to bargle nawdle zouss
with all these marbles in my mouth"
Что вообще можно сказать о Гранже? Любой в общем-то уважающий себя меломан обязан послушать его. И Alice in chains тут явно стоит во втором обязательном порядке после Нирваны, хотя был чтобы удостовериться в том удивительном факте, что гранж то, оказывается, может быть разным! И самое удивительно, что этот весьма унылым(в смысле специального запланированного эффекта) и депрессивного жанр может быть вполне приятно слушать. Поэтому то и бывают иногда такие моменты в жизни, когда тебе срочно нужна толика гранжа. Может быть из-за всяких дурацких задвигов, может из-за ерунды, но когда настроение соответствующее, то эффект непередаваемый. И здесь Алису в цепях слушать даже предпочтительней. Потому что у гранжа нет культового статуса, он есть у Нирваны. Все эти разрывающие на части полярные мнения о величайшей гениальности/полнейшей низости Кобейна, Нирваны и ее творчества. И здесь Цепная Алиса - идеальный выбор, чтобы сделать шаг в сторону, отойти от всей той шумихи и взглянуть скорее на жанр, при этом не продираясь через джунгли ужасной музыки. И понять, что хотя без гранжа была бы скучнее и беднее музыка, но сам жанр этот был слишком условным, слишком вырожденным, слишком даже локальным, чтобы выжить. Поэтому не прошло и декады, как Гранж практически исчез, сменившись всем тем ворохом жанров, что называют почему-то пост-гранжем, хотя по мне это явное проявление лени.
Индастриал, как жанр, возник довольно давно, в годах еще 70х. И действительно, с тех пор множество исполнителей, преимущественно в Англии, Германии и Штатах играли в этом жанре. И это понятно. Работяги на заводах и так уже умеют ДАВАТЬ МЕТАЛЛ, просто до сих пор им не хватало электрогитар. Ну а не будет электрогитар - будем играть на стальных балках с натянутой на нее арматурой. Разницы вы не заметите, гарантированно.
Однако должно быть должна причина, почему множество людей по всему свету при слове Индастриал вспоминают Девятидюймовые Гвозди. Возможно, что что-то действительно отличает их творчество от прочих, возможно потому, что они писали легендарный саундтрек к легендарному Квейку, а может потому, что Трент Резнор - это человек легенда, который превратил вот этого парня

в чертого Мерилина Мэнсона!
Да, по разным источникам становится понятно, что у Трента долгая и занимательная история... которую я совершенно не знаю, вот так! А поэтому и позволю высказаться по ней людям, ближе с ней знакомых. Я знаю только легенду об основании. Зашел как-то Трент Резнор в библиотеку и достался ему томик Советской поэзии. И прочитал там фразу "Гвозди бы делать из этих людей"... и задумался...
Сейчас же можно легко видеть, что Резнор пишет унылые саундтрэки к фильму Социальная сетья. Трент, кат ит аут!
Что же до представленной музыки, то она действительно весьма характерная для 90х, поскольку весьма странная, трудновоспринимаемая, но будь я проклят - не без своей особой прелести. И хотя я не могу честно сказать, что I dig NIN, однако же сполна прочувствовал их особый статус как в жанре индастриал, так и в современной музыке вообще. Дальнейшая же оценка требует прослушаивания гораздо более вдумчивого и внимательного, и желательно консультации людей знающих как, где и что смотреть. Потому что просто так очень уж трудно продираться через этот треск коротящей аппаратуры, какие-то радиоприемные шумы, скрежещущий металл(Нет, не Деф Метал, а действительно скрежещущий металл). Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся сполна и я узнаю, что же там твориться изнутри завода.
Группа REM мне доселе была знакома ровно одним треком(Да-да, losing my religion, предсказуемо.) И результат таков, что наверное лучше бы было, если бы так и осталось. В мире музыки, насколько я понял, они предстают эдакими современными интеллектуальными пост-гранжами. И казалось бы, есть хорошие мелодии, вроде бы и поют нормально и лириксы там не последние. Однако дослушать трек до конца - невероятное испытание.
Faith no More относиться как раз к той плеяде жанров, направлений и просто групп, которые пришли после гранжа, чтобы сражаться за умы и уши людей. Собирательно большинство их окрестили альтернативой и на этом успокоились. Да и сами участники не столько тяготели к изобретанию и формированию новых жанров, сколько к тусованию старых. Вот, к примеру faith no more решили смешать, или вернее агментировать старый добрый черный Фанк, который был своего рода танцевальным развитием черных жанров 50х, запихав в него кучу металла, аки в Росомаху. Получилось, как и при всякой грамотной агментации - весьма неплохо. Вящая жизнерадостность и ритм фанка смешался с суровой брутальностью и рубиловом металла, чтобы выдать причудливого, но бодрого воина. Да-да, здесь можно найти и вау-вау машину вкупе с типично фанковским вокалом, и жесткую гитару вкупе с аггресивным вокалом. А местами не гнушаясь и самых настоящих органных партий! Да и вообще в целом альбом довольно-таки разнообразный и разносторонний, сохраняющий разве что стержень из фанк ритма и металлической мощи перегруженных гитарных партий. И будь я проклят, если смогу найти здесь что-нибудь плохого.
Ну а если вам мало Funk'а усиленного металлом, то получите-ка вы Усиленный металлом РЭП! А именно Rage against the machine! Тут надо отметить, что Рэп к концу 80х успешно пробился в мэйнстрим, а вчерашние "Гэнсты" вдруг стали рубить суммы сопоставимые с попсовыми исполнителями. Не то чтобы это им сильно пошло на пользу, фактически это только позволило увеличить количество золотых цепей в свежих клипах. Рэп - вообще жанр довольно противоречивый для всех(особенно Паука, например.), кроме собственно негров. По большей части он однообразен, скучен, тональность голоса(вокалом как то сложно назвать) практически не меняется, а музыка практически отсутствует. Но вместе с тем нельзя отрицать, что среди даже Рэпа можно неожиданно встретить потрясающую композицию, цепляющий речитатив и отличный такой attitude, который наполняет музыку эмоциями. Именно этими то основными инструментами и вооружились Rage Against the Machine, оковав все предварительно металлом, чтобы получить такой уровень Rage'а, что я не знаю такую машину, что сможет устоять. Да, смешивать рэп с более драйвовыми жанрами пробовали и раньше. Были уже Beastie Boys, был че-то близкий Offspring который вовсю куролесили, были вроде как и другие, менее известные. Но чем выехали RATM, так это да, тем самым пресловутым punk attitude, который позволил вотом Вирд Алу сделать пародию I'll SUE YA! Это настолько чистейший постоянный In Your face, что больше и представить нельзя. Они орут нам в лицо, играют нам в лицо, дай им шанс они еще и пнут нам в лицо. И черт возьми, как же это круто! Собственно, рядом с этой группой хочется встать просто чтобы не маячить перед ними. А заодно и полюбоваться на их триумфальные нападки на всех, кто попадется под руку... машина или нет. Rage against the machine - Это драйв, это ритм и это офигенные эмоции, излучаемые с такой силой, что некоторые встречные объекты просто плавятся. Это весьма яркая, узнаваемая музыка, где гитарные партии кажутся простенькими, но мгновенно западают в память, лириксы хочеться орвать вместе с группой, а под мелодию качаться торсом/мотать башней/бить кого-нибудь или все вместе. И на этом моменте против рэпа даже не находиться что сказать, так он отлично оформлен, гармонично вписывается и мощно воспроизводится. И я собираюсь слушать его вновь и вновь, с других альбомов и с этого, чтобы шкурой своей прочувствовать тот rebellious spirit, без которого жить скучно. Само собой ,в практичной жизни он далеко не всегда нужен, но ведь для того и нужна музыка - чтобы проводить, взаимодействовать и модулировать наши собственные эмоции, а через это бесконечно разноображивать нашу жизнь и толкать нас по ней вперед. И если у меня нет объективных причин наорать кому-то в лицо или разбить его в хлам, то я вполне могу послушать опасных и дерзких Рапкорщиков, пробудив в себе такую бодрящую и неотъемлемую... Rage against the machine. Чего и вам желаю.

@темы: Brought to you by: Rusminin, Music