Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:26 

Про Рок-н-Ролл 50-х

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Итак, что я хочу сказать по 50-м по истечении недели(и только недели прослушивания)?
Во-первых не буду кривить душой и строить из себя сноба-эстета(да-да, смеяться можно). Да, Рок'Н'Ролл для меня по большей части скучен... Фух, сказал. Можно кидать палки и камни, но лучше не очень метко! Если серьезно, то конечно далеко не все песни и исполнители скучны(например Mr Sandman мне всегда нравилась), но скажем так процент реально цепляющих ощутимо меньше. И на это есть объективные, в общем-то причины, поскольку после 50х у нас есть еще 50 лет музыки, основывающейся на их идеях. Само собой они значительней развили, укрепили и разнообразили изначальные идеи. Что бы не утверждала философия патриархата, со временем почти все становиться лучше. Тем более учитывая ту мощнейшую волну Хард Рока, которая последовала за жанрами 50-ми. Да, 50-е прилично тряханули музыкальный мир, но в полной мере хлебнуть последствий удалось, когда волна уже достигла берега.(Японцы явно меня не полюбят за такие метафоры) Поэтому с современных позиция музыка 50-х где-то примитивная, где-то наивная, где-то однообразная, где-то недодуманная. Но есть одно большое НО. Музыка 50х практически полностью, от мала для велика, чертовски приятна для слушанья. Ее офигенно приятно слушать. От нее на лице мгновенно появляется глупая лыба, на ноги хочется нацепить крутые залихватские ботинки и вдарить танец со всевозможными дрыганьями ногами и руками, которые люди 40х сочли бы безумием. И эта музыка за счет своей приятности переслушивается и постепенно, что называется, растет на тебе. И вот ты уже начинаешь ловить нюансы, видеть то, как зарождались те приемы, которые потом так кружили голову у 60тников и 70тников, как делали первые свои шаги прекрасный союз гитары и голоса, как проклевывалось на свет то, что называют Музыкой Рока. И это бесконечно вдохновляет.
Стоит также сказать, что сам процесс прослушивания вызвал множество восклицаний в стиле "так вот кто написал эту песню, блин!"
Теперь я позволю себе покинуть проторенную и ухоженную дорогу объективизма и побродить слегка по туманным болотам личных ассоциаций, или немного по конкретным исполнителям:

Элвис. Я никогда особо не понимал всего пиетета перед Элвисом и всевозможных его виртуальных титулах. Ну, ради справедливости, пиетета перед Битлз я тоже не особо понимаю. Да, у них была куча своих приятностей и отличных песен, они придумали кучу приемов и характерных особенностей последующей музыки, но от этого они не становятся какими-то прям богами. Я люблю White Album, но наверное не настолько прям сильнее, чем, скажем, Black Almum.(А на самом деле я больше люблю Black and White Album, хе-хе). Но возвращаясь к Элвису: пиетета перед ним я не понимал, на титул "Короля" ехидно отзывался, что мол в Англии был вообще Парламент, а они там любят какому королю башку срубить. Однако если посмотреть под слега другим углом, Элвис это не король и даже не исполнитель Рок-н-Ролла. Элвис - это Вектор. Это хорошо видно по манере его пения на сан сешшионс(И кстати хорошо что ранние, где голос у него не такой масленный, как на последних, что я вот не очень люблю). Элвису пофиг что петь. Буквально. Он может спокойно чуть ли не всю песню петь Oh baby, baby,baby, baby po-pom po-pom po-pom. Почему так? Потому что слова конечно хорошо, но главное для Элвиса - это их ритм. Это тот драйв, который он вкладывает в каждое слово. Да и на сцене, по крайней мере в раннее время, он тоже постоянно как заведенный. Элвис - это буквально движок какого-нибудь адового Бьюика 50х, который буквально вытащил Рок-Н-Ролл вперед планеты всей. Поэтому наверное можно спокойно относится к называнию его королем и прочему. Пусть он будет иконой, пусть будет символом. Пока его имя одно вызывает в людях вдохновение, драйв и кураж, как в тех же Red Elvises, да пусть он будет королем. Все равно нынче короли сугубо символьный титул.

Buddy Holly and the Crickets
Если Элвиса больше заботил ритм сугубо пения, то у Сверчков Бадди Холли была попытка делать более связанный, сбалансированный Рок-н-Ролл. Виден и их более внимательный подход к лириксам. Да-да, не надо смеяться, я знаю что темы 90% песен рок-н-ролла была "Детка, какая же ты клевая". Однако тут такая закавыка, песни про это дело можно писать и круто. Более того, поскольку писать стоящие песни по этой теме сложней, то и славы справившимся больше. И вот Крикетты с этим справились. Взять хотя бы песню That'll be the day. Офигенно же написана. Вообще их песни кажутся более органичными, мелодичными в чем-то и гармоничными, а заодно и похожими на "старые добрые 50е" ор самфинг. Конечно довольно забавно нынче слушать эти их приемы от недостатка умения заполнять фон пения инструментами, поэтому вводится такой совершенно смешной бэк вокал в стиле "оооааа" "аааоооо" "Пам па-бам, пам-пам". Но пожалуй с точки зрения сугубо приятности слушанья, крикетты меня больше всех впечатлили.

Chuck Berry
Совершенно точно можно сказать чем занимался и Чак Берри. Чак ставил эксперименты по скрещиванию гитары и вокала. Да-да, те самые эксперименты, что потом вырвут Рок вперед до невероятных уровней какого-то просто термовокального гитаглеродного синтеза. Разумеется, только горячего. Да, где-то виден еще недодуманность, где-то "торчат провода", вроде проигрыша в Johhny B Goode, когда гитара словно заполняет собой пробел в вокале. Нот черт, как же он от души развлекается и с этой гитарой, играя куда смелее своих сверственников, да и сголосом не сидит спокойно. Да и многие песни написаны с такой бунтарской искоркой и хорошей наглостью, вроде Monkey Business. Да и ода жанру Рок-н-Ролл мьюзик стоит многого. И само собой, у всех кто живет сейчас Чак Берри однозначно ассоциируется с да, той самой сценой из Back to the Future, где Марти отжигает на сцене с Johhny B Goode. Взрывная музыка, прилетевшая на грешную землю из будущего, натурально срывающая несчастным земным обитателям 50х последние остатки разумности - пусть же и Чак Берри запомниться в веках именно так.

Ray Charles
Хотя действительно технически это не Рок-н-Ролл, но очень важно было, что мы взяли Рэя в набор 50-х. Потому что без Соула и Блюза понять следующие за ним 60-е буквально невозможно, столько последующие хард-рок группы взяли от него. И Чарльз едва ли не ярчайший представитель блюза/соула того времени. Мне всегда безумно нравилась эта манера пения из Блюза, когда не в размер, когда не сочетаясь с музыкой, когда вообще уже не столько пение, сколько вопль, но который пробирает просто до самых костей. У меня есть гипотеза по поводу блюзового пения, что вокалист поет там вполне в нужные моменты, но не в ритме самой музыки, а в каком-то внутреннем ритме. Словно внутри певца копится копится некое чувство, которое потом взрывается, подобно вулкану. (Жители Исландии не оценят моих метафор тоже) Это сугубо эмоционально-вулканическое пение. И главное что оно дает музыке некий надрыв, некое пограничное состояние, когда словно солист накручивает себя до какого-то предела, после которого уже смерть, ад или автобус в час пик. И эта черта - для меня одно из основных черт рока вообще, массивное основополагающее явление. Что-то в духе того, о чем писал Пратчетт в "Роковой музыке", в оригинале неожиданно называемой "Soul Music". И это тот редкий случай, когда я не буду пенять переводчикам за неточный перевод. Рок -музыка и Соул-музыка, вместе в блюзом, ритм-энд-блюзом, рок-н-роллом уже давно связались незримыми узами, создавая какое-то невероятно мощное существо, держащего миллионы за их эмоциональные рычаги. И мы это ни на что не променяем.
Ну конечно у Рэя тоже не без своих загогулин. Действительно вспоминается серия Металлапокалипсиса о том, что чтобы играть блюз, нужно кирпичи привязать к рукам, так медленно они пилят струны, особенно в сравнении с современным металлом. Да и пение само ,хоть и пробирает, но как-то не так запоминается. По мне, так эту манеру довели до совершенства уже Хард-рокеры, вроде Зеппелинов и Дип Перпл. И наверное лучшим треком в такой блюзовой манере для меня является Since I've been loving you Зеппелинов. Но сам факт, что блюзовая манера жива и здравствует до сих пор в самых разных жанрах, то, что ее ломаная структура продолжает впечатлять зачастую покруче ровных правильных песенок, пока он соперничает по эмоциональности с оперой, черт возьми, до тех пор блюзмены и соул, эээм, риверы?, ярчайшим представителем которых является старина Рэй - это потрясающие сверхлюди, Homo Bluesus, если хотите. И всех их мы безмерно любим через все эти прошедшие декады.

Такие 50-е. Очевидно, что пробежались мы совершенно по верхам. Многое, вроде потрясающего Screaming Jay Hawkinsа, множество отличных блюзменов, соул-листов, джазменов и рок-н-ролльщиков осталось в стороне. Да и из выбранных претендентов прослушана малая доля. Но какое-то общее представление о замечательной эпохе 50-х сложилось. Пусть же оно пока полежит внутри, впитается. И через какое-то время я буду готов вернуться в этот рок-н-ролльный питательный бульон. 50 были отличной музыкальной эпохой, но жить сугубо в них я бы не хотел потому что за ними сразу следовали...

@темы: Music, Brought to you by: Rusminin

Комментарии
2011-06-08 в 14:39 

Дарт Разиель
Did I hear you say that this is victory?
50е годы были, безусловно, стартом. При всей похожести тогдашнего рокнролла, это все же был старт нового направления, которое за последующие полвека разрослось в такую огромную систему с невероятным количеством всячески переплетенных между собой ответвлений, что затрагивает сейчас, пожалуй, в той или иной мере каждого, кто живет в современном обществе. Да, это был старт нового музыкального мышления, которое тяжело, с кровью, но таки впоследствии отделилось от уже существовавшего Блюза, однако в это время еще только начало приобретать свои особенные, характерные черты.
Более того, это был старт также и технический. Еще прошло только десять лет, как Лес Пол изобрел первую электрогитару со сплошным корпусом, и такие инструменты еще не получили широкого распространения, но уже в 50х Лео Фендер воплотил в жизнь еще более новаторскую идею – он придумал и сделал Бас-гитару, которая впоследствии почти полностью вытеснила громоздкие и неудобные контрабасы со сцен и из студий. Но, конечно, самое главное техническое открытие 50х – это Тот Самый Первый Бжжь, прозвучавший где-то там и своим эхом определив дальнейшую историю музыки.
Конечно, пусть это все и началось тогда, в музыке 50х слышны только первые смелые, но неуверенные ходы музыки нового времени. Что, в прочем, не умаляет своей особенной крутизны этой музыки.
В нашем клубе мы решили рассмотреть рокнролл 50х на примере четырех довольно-таки знаковых исполнителей, о которых вкратце ниже.

Бадди Холли и банда The Crickets показывают нам, внезапно, очень белый и мягкий рок-н-ролл с явной ориентацией в первую очередь на молодых белых девочек. Простая, незатейливая музыка, как будто пытающаяся одновременно быть и новомодным рокнроллом, и такой эстрадной популярной музыкой того времени, чтобы нравиться и тем, и этим. Конечно, я не говорю, что Бадди гонялся в первую очередь за популярностью и деньгами, однако после прослушивания представленного на рассмотрение нам альбома лично у меня возникает именно такое впечатление.
Нельзя сказать, что музыка тут плохая, потому что это не так. Будучи оттененным простыми, но приятными мягкими хоровыми бэк-вокальными линиями, сладкий голос Бадди просто незаметно проскакивает в голову слушателя, и там и остается, даже после того, как музыка утихла. Чую, девицы просто визжали от восторга )). Это подчеркивает простая, но весьма умелая игра Холли на гитаре без перегруза, звучащая столь же приятно и в разы более гладко, чем новаторский стиль следуюшего артиста в моем обзоре:

Чака Берри, пожалуй, в рамках нашего рассмотрения 50х, можно назвать абсолютно полной противоположностью Бадди Холли. Его пластинки отличаются сырой, грубой записью, его голос скрипуч и не столь приятен для слуха, и, самое главное, его рокнролл просто насквозь черный, от черных и в первую очередь для черных. Посему тут неудивительно, что можно заметить нещадную и просто порой даже надоедающую эксплуатацию Блюзовых последовательностей и стереотипов. Конечно, поет Чак не о Поездах и о том, как все плохо, а о самой настоящей бытовухе молодежи того времени – днях в школе, игре на гитаре, девушках, сексе, сексе, сексе. Однако порой, из-за этих рамок блюза некоторые его песни просто невозможно отличить от других, настолько идентична бывает композиция и инструментальные и вокальные линии. Конечно, это не отменяет того факта, что песни эти просто дико заводные и, в общем, сразу становится ясно, почему рокнролл назвали именно так.
Так или иначе, Чак вошел в историю не потому, что он был гениальным композитором. Вошел он в историю за то, что, с его подачи в музыке ввелась мода на гитарные соло в таком их варианте, какой привычен сейчас для каждого современного музыкального слушателя. Вклад Берри в игру на электрогитаре был пусть и не очень существенен, но просто невероятно значителен, и его старт послужил толчком для дальнейшей эволюции с пальцев Хендрикса (которого Берри, кстати, единственный из этой четверки, кто еще жив, пережил, но не превзошел) и ВанХалена, но это уже другая история.

Рэй Чарльз, конечно, строго говоря, не играл рокнролл. Однако нельзя было оставить его без внимания по многим причинам. Пожалуй, Рэя можно назвать одним из самых знаковых музыкантов того времени, оказавшим значительное влияние на последующие поколения. Слепой черный наркоман, да, но, черт возьми, гений своего времени, он намешал в свою музыку джаза, блюза, соула и черного, как Гарлем, госпела. Конечно, жанры не самые различные, но в синтезе это дало такую квинтэссенцию всей черной музыки того времени – ритмнблюз в его первом и правильном понимании.
Виртуозная игра на рояле и чертовски клевый и чувственный черный голос Рэя, вкупе с поистине мастерски написанными песнями просто делает его творчество каким-то сборником невероятного количества хитов. Учитесь, детишки, как нужно писать песни.

Говоря об Элвисе... я, тащемта, не знаю, что и сказать. Это же Элвис, черт побери, его все знают! Поэтому особенно хорошо, что для рассмотрения мы выбрали именно сборник записей Элвиса для Сан Рекордс, где, в общем-то, солидная часть песен вообще не его, где он еще совсем молодой, худой, и во Вьетнам не ездивший.
Это, ребята, самый настоящий рокнролл 50х, чистейшей пробы. Заводной, не сильно белый, но уже и не особо черный, с заводным шагающим басом, органичными гитарными аранжировками, простенькими ударными и великолепным, мощным, чувственным вокалом. Здесь можно заметить влияние и блюза, и динамичного блюграссового кантри, как в композиции, так и в некоторых приемах гитары и вокала.
Конечно, это был бы просто сборник рокнролльных песен 50х, если бы не Элвис, который свою безумную технику вокала не ограничивает вообще никакими рамками. Соглашусь с коллегой Rusminin’ом – ему действительно все равно, что петь. Его дико харизматичная и искусная подача вокала способна заставить любую бессмыслицу звучать круто, и в этом весь Элвис.
И все равно, что там говорят всякие сухари, я скажу только одно: hail to the King, baby!

Казалось бы, мы рассмотрели записи четырех достаточно разных исполнителей, которые объединяет только временной период. Но, я вам скажу, у них есть еще одна общая значительная черта – эта музыка, черт возьми, очень легко и приятно слушается. Так что, если вы пропустили 50е мимо себя ввиду тех или иных причин, самое время наверстать упущенное, ведь, когда лето за окном, рокнролл – это самое то.

   

Cabinet of curiosities

главная