FreedoManika
Думаю, это неплохое определение, поскольку оно абсолютно точно и ровным счетом ничего не объясняет
АСТЕКИ

В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, однако многие исследователей считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива. От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики").
Более 200 лет племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины, прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.
Прежде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).
1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.
16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.
Сбежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.
13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.
Ацтекские правители:
Акамапичтли (1376-1395)
Уицилиуитль (1395-1405/14)
Чимальпопока (1405/14-1428)
Ицкоатль (1428-1440)
Монтесума Первый (1440-1469)
Ашайакатль (1469-1481)
Тисок (1481-1486)
Ауицотль (1486-1502)
Монтесума Второй (1502-1520)
Куитлаулак (1520-1520)
Куаутемок (1520-1521)

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.
Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров.
Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.
Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула можно считать «император», но, как и в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.
C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahca?lel с науатль — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль» (Чиуакоатль; Cihuac?atl, в честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн» и установление (а вот это уже явное преувеличение; верования в необходимость приношения богам «души-сердца» и «души-крови» ради поддержания существования мира относятся к наиболее архаичным) постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу [2]. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса.

Цивилизация ацтеков.
После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен “чичимеков” вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло, Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в результате слияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского” ) и местного (теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика) .
Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки) , полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.
В 1427 году ацтеки организовали “тройственную лигу” - союз городов- государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) – и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали их обсидиановые булавы, круглые щиты и неуемная агрессивность. Невероятное могущество Ацтекской империи было достигнуто благодаря изобретательности и предприимчивости трех тлатоани – Моктекусомы I(1440-1469) , Ашаякатля (1469-1481) , и Ауисотля (1481-1502) . Было бы неверным считать их просто захватчиками и покорителями более слабых в военном отношении народов – они являлись подлинными государственными деятелями. Совершенствование социальной организации и материального прогресса людей могло осуществиться во многом лишь при наличии у правителя редкого государственного таланта, железной воли, стремления к новому и чувства блестящего исторического предвидения. Немалый вклад в этот исторический подвиг принадлежит Слукоатлю и Тлакаелелю. Он выполнял функции своего рода “железного канцлера” . Этот выдающийся политик умер в начале XVI в., ставшего трагическим для американских индейцев.
После смерти Ауисотля на пост тлатоани был возведен Монтесума Шопойоцин, что в переводе означает “молодой” . Чаще его называют Моктесома II. Он правил в течение 18 лет. 1 июля 1520 г. он был казнен испанцами.
К моменту прихода испанцев в начале XVI в., так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию – около 200 тыс. кв. км – с населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи - Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.
С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал ритуально - административный центр: “священный участок” - обнесенный стенами квадрат длиной 400м, внутри которого находились главные городские храмы (“Темпло Майор” - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецалькоатля и др.) , жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей – “тлатоани” . По словам очевидцев, дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.
Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конквистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: “И мы увидели огромное количество лодок, одни приходили с различными грузами, другие … с разнообразными товарами… Все дома этого великого города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение” .
Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город – Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей почти невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния – творения древних мастеров.
Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70 –80 гг. XX в. при раскопках Главного храма ацтеков – “Темпло Майор” - в самом центре Мехико, на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уициопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия) , обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки – сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы – тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т.д.) . Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - XVI в.

АЦТЕКИ, самоназвание - теночки, астеки, науа, масеуалли (древнейшее самоназвание- "охотники на оленей"), мешика, индейский народ в Мексике. Численность 1107 тыс. человек. Говорят на ацтекском, или науатль, языке ацтекской группы юто-ацтекской семьи. Диалекты классический, восточный, южный, западный. Около 2/3 Ацтеков говорят также по-испански. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.
Своей мифической прародиной считали Астлан ("место цапель" - отсюда самоназвание). Появились в долине Мехико (Анауак - "водная страна") в 12 веке в числе других кочевых племён науа (кулуа, аколхуа, тепанеки, чалки, шочимилки, теочичимеки, тласкалтеки), названных оседлыми народами долины Анауак чичимеками ("варварами"). Эти племена несколькими волнами завоевали долину и ассимилировали её население (наследники культуры Теотиуакана - государства науа 1-го тысячелетия нашей эры), восприняв его культуру. Завоеватели стали возводить свою генеалогию к подчинённым им тольтекам - науаязычным создателям государства со столицей в Толлане (8-9 века) и древним народам штатов Веракрус и Табаско - ольмкам и др. Восприняли также культуру миштека-пуэбла, созданную в 12 веке науаязычными оседлыми народами и миштеками на территории современного штата Пуэбла и Оахака.
Около 1325 Ацтеки основали Теночтитлан (современный Мехико) на острове озера Тескоко. В 1427 Ацтеки подчинили долину Анауак, затем всю центральную и часть западной и южной Мексики. К середине 15 века у Ацтеков сложилось государство. Были развиты ирригационное и чинамповое земледелие на искусственных островках и осушенных участках болот (маис, бобовые, тыква, хлопок, агава, табак, огородные и садовые культуры), торговля (в том числе рабами), ремёсла (в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, полихромной и резной керамики, плащей и головных уборов знати из птичьих перьев, ковка меди и золота, ювелирное дело) и искусства (архитектура, монументальная живопись, скульптура, мозаика и др.). Теночтитлан был соединён с берегом дамбами, имел укрепления, акведуки, регулярную планировку: делился на 4 квартала, символически связанных со сторонами света, и 20 малых кварталов (кальпулли), соответственно делению племени на фратрии и роды. Из глав кварталов - военачальников выбирался верховный правитель, с 15 века - наследственный. Существовали военные ритуальные общества Орла, Оцелота и Стрелы, восходящие к мужским союзам. Были развиты мифология, календарная обрядность, культ богов войны и плодородия с человеческими жертвоприношениями, самоистязаниями, танцами, ритуальная игра в мяч и др., пиктографическая письменность. В 1519-21 государство Ацтеков было завоёвано испанцами. Ацтеки подверглись значительной аккультурации под воздействием мексиканцев, в основном утратили древнюю культуру.
Традиционная культура типична для индейцев центральной Америки (см. в статье Индейцы), наиболее сохранилась у субэтнической группы тлауика в штате Морелос. Земледелие ручное и пашенное, подсечно-огневое, чинамповое (на озёрах в долине Мехико), ирригационное (на мильпах - расчищенных от леса горных участках, в долинах рек). Выращивают кукурузу, агаву, фасоль, тыкву, перец-чиле, картофель, ячмень, пшеницу, табак, хлопок, люцерну, маниок, садовые и огородные культуры, на плантациях - кофе, сахарный тростник, рис, какао. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, ослов, мулов, свиней, птицу. Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в Пуэбле), среди мужчин в посёлках - на станках европейского типа, керамическое производство (полихромная керамика, мелкая пластика - штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, шляпы, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Распространена работа по найму.
Жилище однокамерное, прямоугольное, со стенами из адобов, тростника или камней, плоской крышей из адобов или двускатной из соломы, листьев агавы или пальмы. Характерна паровая баня - темаскаль, прямоугольная с плоской крышей или круглая с полусферической, высокие решётчатые амбары, высокие круглые в плане зернохранилища из адобов с конической крышей.
Основная пища - тортильи, варёная фасоль с перцем-чиле, жидкая каша из маисовой муки. Зёрна растирают на каменной тёрке-метатле. Из сока агавы изготовляют слабоалкогольный напиток пульке, из сахарного тростника - водку.
Мужская одежда в основном общемексиканского типа, сохраняются плащи-серапе, тканые пояса. Женщины носят белые и узорные уипили, шали-кечкемитли, прямоугольные накидки (ребосо) (в которых также носят за спиной детей), узорные пояса (фаха), длинные запашные юбки (чинкуете).
Традиционная семья малая или расширенная (до 4 поколений), патри- или неолокальная. Счёт родства патрилинейный. Развита система компадрасго. Сохраняется деление поселений на 4 квартала (иногда экзогамных). Община возглавляется выборным советом, в городах - во главе с представителем муниципальных властей.
Развита система ритуальных обществ - кофрадий, отправляющих культы святых патронов с театрализованными представлениями в масках, танцами, боями быков. Сохраняются древняя календарная обрядность (танец орлов-Воладор, танец Кецаля), доиспанские музыкальные инструменты (флейты, барабаны, трещотки и др.), фольклор (мифы, легенды, песни, сказки), вера в духов, нагуализм (вера в зооморфного двойника человека), культ предков, богов дождя, гор, пещер и колодцев, колдовство, знахарство и гадания с применением грибов-галлюциногенов.
А.А. Бородатова