13:50 

Спарта: быт, религия и многое другое

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
Если у вас есть интересные ссылки или выдержки из текста, касающиеся спартанской жизни, складывайте смело сюда.

Доступ к этой информации будет возможен из ссылки в эпиграфе на македонский толковый словарь.



Комментарии
2007-05-14 в 14:06 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Прежде всего хочу отметить, что существует такой проект - Википедия.
Проект очень грамотный. Можно найти буквально все. И также можно добавить от себя, что-либо.
Даю ссылку на русском языке, но можно легко перейти на любой язык. Даже киргизский)). На английском наиболее все полно приподнесено, конечно, но на английсокм этот проект и существует дольше.
Здесь - начало о Спарте.
Ткнуть

Отсюда, как можно увидеть по синим сноскам вы можете пройти по многим интересующим вас вопросам.

Отдельно. Про Фермопильское сражение:
Здесь

Здесь - интересная статья:
Здесь

DeeLatener
У меня сразу вопрос.
А как тебе удалось скоммуниздить эту картинку с того сайта?



2007-05-14 в 18:59 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Еще ссылка:
Спб, 2006
Здесь

2007-05-15 в 08:18 

"Летчик жив - полет удался" (с)
Люди, скажите, ни у кого нет ссылки или дока с Лаконской политией Ксенофонта? Не могу найти, хоть тресни! :(


2007-05-15 в 13:48 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
Masudi а? что скомуниздить? я через Гугль/Картинки ее нашел :-D

2007-05-15 в 13:48 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
Наша с филэ лепта - ссылки и текст

- Плутарх
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ
[Перевод М.Н. Ботвинника]


- Ликург
IX-VIII вв. до н.э. Законы. Биография.


- Военное воспитание в Спарте
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образование.
4. Женское воспитание в Спарте.
5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.
Заключение.


- В.В. Латышев. Очерк греческих древностей: Общественное воспитание и жизнь граждан в Спарте

- Л.Г. Печатнова
История Спарты (период архаики и классики)


Историческая Спарта, в описании Аристотеля, представляется серым и унылым государством. Эта Спарта сильно отличается от идеализированного мифа, автором которого был Плутарх. После его жизнеописания Ликурга и спартанского быта, образ Спарты ещё долгое время вдохновлял честолюбивых царей и правителей. Наша Спарта – Спарта Плутарха. Не Аристотеля. Мы играем не в историческую реконструкцию. Мы играем миф о Спарте, героическую Спарту. Такую Спарту, какой её запомнят в веках.

Вероятно, главным достижением спартанцев, которым пользуются и по сей день, является лаконичность. Ничего лишнего – эта идея проявлялась у спартанцев и в словах, и на деле. Вся жизнь спартанца подчинялась Законам. Эти Законы – их религия. Их религия - это Закон. Это то, что помогло им остаться самими собой среди завоёванных ахейцев. Будь краток и непреложен в своих действиях. Излишества - излишни. Они развращают.

Спартанская дисциплина - это тоже религия. Дисциплина лежала в основе мироустройства для каждого спартанца. Спартанец не видит мир «как театр». Мир для него расчерчен чёткими линиями спартанских законов и делится на две части – Спарту и все остальное. В этой однообразной картине есть своя симметричная, идеально-правильная красота и простое, зримое, архаическое очарование. Красота первобытных идолов, неприступных фаланг, несомненных приказов. Красота человеческого тела и закона, созданного оружием. Чью справедливость создал меч, душа того была из стали.
отсюда

2007-05-15 в 13:48 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
В Лаконике мы лишь мимоходом упомянем Tainaria при храме Посейдона на мысе Тенаре и подробнее остановимся на спартанских праздниках. Из них наибольшего внимания заслуживают Karneia и Uakinqia в честь Аполлона, к почитанию которого древними ахейцами в г. Амиклах присоединились и дорийские завоеватели, считавшие этого бога покровителем всего своего племени.

Karneia был национальный дорийский праздник; он совершался в месяце KarneioV, который входил в состав большинства дорийских календарей и приходился на ближайшее время после летнего солнцестояния. Сохранившиеся известия об этом празднике скудны и темны; некоторые подробности относительно способа его совершения в Спарте сообщает Деметрий Скепсийский (писатель II в. до Р. X.), описание которого сохранилось у Афинея (IV, 141). Праздник продолжался 9 дней, от 7 до 15-го числа месяца, и представлял собою полную картину лагерной жизни. На девяти площадках в городе ставились палатки или шалаши (skiadeV), в каждом из которых помещалось по 9 человек, обедавших вместе и совершавших все действия по команде; на каждой площади помещались палатки трех фратрий (может быть, тождественных с обами). Из других свидетельств известно, что жрец, совершавший праздничные обряды, назывался aghthV, а для заведования ими избиралось по жребию на 4 года по пять холостых мужчин от каждой филы под названием Karneatai. Во время праздника устраивалось состязание в беге, при котором один участник убегал вперед, а остальные, называвшиеся stafulodromoi, старались его догнать, и если это им удавалось, то поимка принималась за хорошее предзнаменование, так как убегавший олицетворял собой хороший урожай. Этот обычай указывает на то, что первоначально Карнеи были праздником сельскохозяйственным (самое прозвание Аполлона KarneioV указывает на покровительство стад); но впоследствии воспоминания о древней лагерной жизни стали играть главную роль на празднике и вытеснили его первоначальное значение. Около 26-й Олимпиады (в 670-х годах до Р. X.) спартанцы ввели на этом празднике музыкальные состязания, в которых стали принимать участие лучшие артисты из всей Эллады. Как известно, спартанцы так высоко чтили этот праздник, что до окончания его не выступали в поход даже в особенно важных случаях.
http://www.sno.pro1.ru/lib/lat/2/4-17-1.htm

2007-05-15 в 13:49 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
О легендарной Спарте, государстве в древней Греции, до наших дней дошло много различных былин и преданий. Спартанский царь Агесилай слыл великим, но, видимо, все же известен разве только историкам древнего мира. Был он довольно колоритной личностью.
– Далеко ли простираются владения Спарты? – спросили его.
– Докуда достает это копье, – и он показал на свое копье.
И в наши дни некоторые правители во всем уповают на копье – атомное или иное оружие. Все же сохранилось больше преданий не о царях спартанских, а о простолюдинах, их образе жизни – физически крепких, честных и достойных, разумеется, остроумных.

Одному спартанцу отказали в праве быть воином из-за его хромоты.
– Чем же моя хромота мешает? Ведь солдаты нужны для боя, а не для того, чтобы бежать перед неприятелем.

– Почему у ваших воинов такие короткие мечи? – спросили спартанского дипломата Анталнида.
– Потому, что они привыкли биться лицом к лицу.

Одна иностранка сказала спартанке, что спартанки – единственные женщины в мире, умеющие оказывать влияние на своих мужей.
– Потому что мы единственные в мире женщины, рождающие истинных мужей, – ответила она. (а мы-то думали, это придумал Миллер ;-) )

2007-05-15 в 13:49 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
Карнеи (τά Κάρνεια) — по свидетельству древних, общедорийский праздник, справлявшийся особенно в Спарте, ежегодно в течение 9 дней, в честь Аполлона Карнея (Καρνεϊος). В Спарте он имел характер военного праздника. С 26 Олимпиады (т. е. 676-672 г. до Рождества Христова) при нем введены были музические состязания, и на первом состязании победителем был Терпандр. Во все время праздника доряне воздерживались от военных действий. Происхождение праздника и название его, равно как эпитет бога, древние производили от Карна, жреца Аполлона и прорицателя, родом акарнанца, сопровождавшего дорян в походе на Пелопоннес, но заподозренного в измене и убитого Гераклидом Гиппотом (или Алетом). За это Аполлон послал на войско мор, и чтобы умилостивить бога, доряне установили ежегодное жертвоприношение и праздник. На самом деле Κάρνος или Καρνεϊος — по всей вероятности, самостоятельное божество, почитавшееся в Пелопоннесе еще до прихода дорян, которые переняли его культ от населения, раньше их занимавшего Пелопоннес, и слили со своим национальным богом Аполлоном. Так, в Спарте существовали божества Καρνεϊος Οίκέτας и Καρνεϊος Δρομαιεύς. Самое слово Καρνεϊος означает барана, откуда заключают, что божество это было покровителем стад и, как видно по некоторым подробностям праздничного обряда, также виноделия.

Р. Лепер.

Почитаемый спартанцами Аполлон Карнейский изображался в медных доспехах, скрывавших тело. ( http://militera.lib.ru/h/snisarenko/app.html )

2007-05-15 в 14:35 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
DeeLatener
Да? Так это с арт-сайта.
Там много фендомов, не только древнегреческих.
Но скоммуниздить ничего нельзя.

2007-05-15 в 16:54 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Hephaestion
Я тебе в дневнике про Ксенофонта отписалась

2007-05-18 в 09:00 

"Летчик жив - полет удался" (с)
О битве при Фермопилах:
Геродот
Книга VII
ПОЛИГИМНИЯ

2007-05-26 в 11:59 

"Летчик жив - полет удался" (с)
Еще интересная статья о Спарте из журнала "Вокруг Света"
Спартанский эксперимент

2007-05-30 в 21:07 

Moral. Fag. And proud of it.
Военное дело в Спарте (http://www.sno.pro1.ru/lib/lat/1/2-12.htm)

Мы видели, что всё воспитание спартанское и узаконение относительно жизни граждан были направлены к тому, чтобы последние могли быть доблестными защитниками своего отечества и мстителями за нанесенные ему обиды; таким образом, правильная организация войска составляла существеннейшую задачу государственного устройства Спарты.

Войско спартанское (froura; первоначально это название принадлежало всему войску, впоследствии только действующей армии) состояло из спартиатов, периеков, неодамодов и илотов. Спарта очень щадила своих граждан, так как они были немногочисленны и их потеря всегда была тяжела для государства; поэтому главный контингент войска часто составляли периеки и илоты с небольшим лишь количеством спартиатов. Периеки и неодамоды служили или гоплитами, или легковооруженными (yiloi, gumnoi). Илоты служили обыкновенно легковооруженными и оруженосцами, по нескольку человек при каждом спартиате, но начиная с Пелопоннесской войны часто были привлекаемы и на службу в тяжелой пехоте. Кроме того, периеки и илоты служили мастеровыми (ceirotecnai) и при обозе.

Каждый спартиат с 20 до 60-летнего возраста был emfrouroV, т. е. обязан был по первому призыву являться на военную службу; но само cобою разумеется, что численность боевой силы зависела от обстоятельств и что не всегда все emfrouroi призывались на действительную службу, а обыкновенно только младший и средний возрасты (до 40 лет), старшие же лишь в случае крайности. При наборе войска эфоры всякий раз объявляли, какие возрасты призываются (frouran fainein ). Различным числом граждан, призывавшихся на действительную службу в каждом отдельном случае, объясняется, между прочим, разногласие авторов относительно численности отдельных тактических единиц спартанского войска. Кроме царей и их свиты (oi peri damosian), получавших содержание от государства, все прочие должны были сами заботиться о своем вооружении и Продовольствии.

Главную силу спартанского войска составляла тяжелая пехотa (oplitai). Показания авторов относительно ее состава и разделения не вполне согласны между собою; это объясняется тем, что хотя спартиаты вообще были консерваторами, но в военном деле, особенно в отношении устройства и разделения войск, они производили время от времени различные изменения, между прочим и для того, чтобы неприятели нелегко могли узнавать состав их сил, который они вообще тщательно скрывали.

Ликургу приписывается разделение спартанского войска на enwmotiai, triakadeV и sussitia (Герод. I, 65; ср. Полиен, Стрвт. II, 3, 11); но относительно численности этих отделений и их взаимных отношений у нас нет никаких сведений. Во времена Греко-персидских войн спартиаты и периеки составляли в войске отдельные отряды с особой организацией (Герод. IX, 10, 11, 28). Спартиаты делились, вероятно, на 5 locoi, из которых каждый имел особое название (схол. Аристоф. Лисистр. 454); каждым лохом командовал locagoV, но кроме того упоминаются и полемархи как командиры частей (Герод. VII, 173). В 425 г. спартиаты и периеки служили уже вместе, в одних и тех же лохах, число которых вследствие этого, конечно, должно было увеличиться (Фук. IV, 8 и 38).

В 418 г. в Мантинейской битве (Фук. V, 68) спартанское войско, кроме 600 скиритов, состояло из 7 лохов, из которых в каждом было по 4 penthkostueV, а в пентекостии по 4 enwmotiai. Лохи были построены в 8 шеренг по 448 человек в каждой *, так что в битве участвовали 3584 спартиата, составлявшие, по словам Фукидида, 5/6 всех тогдашних граждан. Полемархи не командовали
__________
* В каждой еномотии стояли, по словам Фукидида, по 4 человека в шеренге (значит, в 8 шеренгах было 32); помножив это число на 16 (число еномотий в лохе) и произведение еще на 7 (число лохов), получим 448.

здесь отдельными частями, а находились в свите царя-главнокомандующего и передавали его приказания начальникам отрядов. Каждым лохом начальствовал locagoV, начальниками пентекостий и еномотий были penthkonthreV и enwmotarcai, так что войско почти наполовину состояло из начальников различных рангов *, благодаря чему приказания главнокомандующего были исполняемы с величайшею точностью и быстротой.

В конце V и начале IV в. спартанская пехота, по показаниям Ксенофонта (Лак. гос. XI, 4 и в Греч. ист. в разных местах), делилась на 6 morai, из которых каждая состояла под командою полемарха и разделялась на 4 лоха, в лохе было по 2 пентекостии и в пентекостиях по 2 еномотии. Спартиаты и периеки и тогда служили в одних и тех же отрядах. Основания для распределения воинов по отрядам нам не известны; видно только, что родственники и сограждане не служили в одном и том же отряде, а были рассеяны по всему войску (например, амиклейцы, Ксен. Греч. ист. IV, 5, 10 и 11).

Вооружение спартанских гоплитов состояло из медного панциря, шлема, большого обитого медью щита с буквой L, длинного копья и короткого кривого меча (xuhlh).

Конница спартанская была незначительна и находилась в очень плохом состоянии. Гористая местность Лаконики мало благоприятствовала разведению лошадей и развитию кавалерийского искусства, да и сами спартиаты не любили кавалерийской службы, так что она проводилась обыкновенно такими людьми, которые не годились для службы в тяжелой пехоте (большею частью периеками); лошади доставлялись богатыми гражданами. Конница служила больше для караулов и рекогносцировок, в сражении же мало принимала участия. Первое упоминание о спартанской коннице относится к 424 г., когда было набрано 400 всадников para to eiqwV (Фук. IV, 55), так что раньше конницы, может быть, вовсе не было. В 394 г. общее число всадников достигало 600 человек. Тогда при каждой море пехоты находилась мора кавалерии, состоявшая, может быть, из 2-х взводов по 50 человек (oulamoV) и находившаяся под главною командою полемарха; ближайшим же начальником каждой моры был ipparmosthV **.
__________
*Scedon gar toi plhn oligou to stratopedon twn Lakedaimoniwn arconteV arcontwn eisi kai to epimeleV tou drwmenou polloiV proshkei. Фук. V, 66.

** О спартанской коннице ср. Ксен. Греч. ист. IV, 2, 16; 4, 10; 5, 11 сл. и особенно VI, 4, 10 сл.

2007-05-30 в 21:08 

DeeLatener
Moral. Fag. And proud of it.
(...продолжение)
При войске были еще некоторые особые отряды. Отборный отряд из 300 юношей, называвшихся ippeiV, под начальством 3 иппагретов, служил в качестве телохранителей царей; несмотря на свое название, этот отряд был пеший и становился в центре боевого строя; в мирное время он употреблялся для охранной службы и для почетного конвоя *. Скиритский лох (locoV skirithV) в сражении занимал почетное место и употреблялся для исполнения особенно трудных и опасных поручений: во время похода он шел впереди, обыкновенно начинал битву, подавал помощь теснимым и часто решал победу; обыкновенно он состоял из 600 воинов. Кроме того, при войске были вспомогательные отряды союзников; со времен Агесилая в спартанских войсках часто служили наемники.

При описании некоторых сражений авторы подробно перечисляют боевую силу Спарты. Так, в Платейской битве участвовали 5000 спартиатов, при каждом из которых было по 7 легковооруженных илотов, кроме того, 5000 тяжеловооруженных периеков со столькими же легковооруженными, так что все войско их простиралось до 50000 (гоплитов 10 000 и легковооруженных 40 000. Герод. IX, 28, 29). В сражении при Коринфе (394 г.) участвовало до 6000 спартанских гоплитов, 600 всадников, до 7500 союзников, 300 критских стрелков и 400 злейских пращников (Ксен. Греч. ист. IV, 2, 16).

При выступлении в поход царь совершал жертвоприношение Зевсу-Предводителю (aghtwr); на границах государства приносили снова жертву Зевсу и Афине (diabathria). При совершении обоих жертвоприношений жрецы совершали гадания по внутренностям жертвенных животных, и только в случае благоприятных знамений войско выступало в поход или шло далее. Особый «огненосец» (purforoV) при втором жертвоприношении зажигал с жертвенника священный огонь, который и поддерживался в течение всего похода (Ксен. Лак. гос. XIII, 2 — 5). Вообще спартиаты строго соблюдали предписания религии и считали грехом выступление на войну без соблюдения религиозных обрядов или во время праздников, особенно Карнейского.

Для лагеря старались выбирать место, укрепленное природою, или же окружали его рвом и окопами; помещались в лагере только спартиаты и периеки, илоты же, вследствие известной недоверчивости
__________
* Так, при возвращении Фемистокла из Спарты после Саламинской битвы отряд «всадников» в виде особой почести сопровождал его до границы. Герод. VIII, 124.

к ним, располагались вне лагеря; конница помещалась на некотором расстоянии впереди лагеря и несла форпостную службу. Забота об устройстве лагеря лежала на начальнике обоза (arcwn twn skeuoforwn). Обыкновенные военные и гимнастические упражнения не прекращались в лагере и вообще лагерная жизнь почти не отличалась от городской; суровые требования дисциплины даже ослаблялись в лагере.

С детства ведомые к тому, чтобы быть доблестными воинами, спартиаты смотрели на битву как на праздник и готовились к ней как бы к пиру: все одевались однообразно в красные плащи, расчесывали и умащали свои длинные волосы и украшали венками шлемы. Утром в день битвы приносима была жертва Эроту и Музам, «первому потому, что победа основана была на единодушном действии друзей, соединенных узами любви, Музам для того, чтобы припомнить воинам те мысли о преданности отечеству, храбрости, самопожертвовании, которые им с детства были внушаемы песнями поэтов» *. В сражении царь стоял в центре боевого строя, окруженный свитою, которую составляли 2 эфора, полемархи, гадатели, врачи, музыканты, волонтеры (eqelousioi) и др. Пред самым началом сражения царь приносил еще козу в жертву Артемиде-Агротере и затем под звуки музыки, игравшей так называемый Касторов марш (to kastoreion), с пением боевой песни (embathrion), фаланга густо сомкнутыми рядами медленно, под такт марша и песни, выступала на неприятеля и старалась расстроить его ряды, иногда употребляя при этом различные ловкие эволюции и контрмарши (exeligmoi kai paragwgai). Редко выдерживали враги нападение спартанской пехоты, и до времен Эпаминонда она считалась непобедимой в открытом поле. Но осадного искусства спартанцы не знали, так что от них можно было долго отбиваться, запершись в городе. Не умели они и сами защищаться за стенами, которых, впрочем, и не имела Спарта, так как личная храбрость граждан должна была служить порукою в ее безопасности. Бегущего неприятеля спартиаты не преследовали далеко, чтобы не расстроить правильных рядов фаланги и чтобы неприятель скорее оставлял поле битвы, уверенный, что в бою со спартиатами это есть лучшее средство избежать смерти.

Если сражение оканчивалось победой спартиатов, то они собирали неприятельское оружие и из части его сооружали трофей (tropaion, от trepein) в знак того, что враги обращены в бегство, и вместе с
__________
* Страшкевич, Кр. очерк греч. древностей, стр. 243 (изд. 2).

тем в жертву богам, почему он считался священным. Добычей, поступавшей в собственность государства, распоряжался царь вместе с военным советом; часть ее всегда была посвящаема богам и употребляема обыкновенно на постройку или украшение храмов, — отечественных или дельфийского. Наградой отличившимся в битве служили венки, первые места на собрании и другие почести; павшие в бою были погребены с особенной торжественностью и почестями, тогда как трусы, бежавшие с поля битвы или пережившие поражение, подвергались атимии и всеобщему презрению: они теряли право занимать общественные должности и даже располагать своим имуществом, на праздниках должны были занимать особое презренное место; никто не хотел с ними обедать, заниматься гимнастикой или делиться огнем; на улице они должны были всем уступать дорогу, в собраниях даже перед младшими подниматься с места, носить особое платье, и всякий мог безнаказанно поносить и даже бить их. Никто не смел жениться на дочери труса или выдать за него замуж свою дочь. «Я нисколько не удивлюсь, — говорит Ксенофонт (Лак. гос. IX, 6), — что в Спарте предпочитается смерть столь бесчестной и презренной жизни».

Флот спартанский был незначителен и находился в жалком состоянии, хотя местность Лаконики и благоприятствовала развитию морских сил. В битве при Артемисии (480 г.) участвовало всего 10 спартанских судов, при Саламине 16, и если потом Спарта получила на время гегемонию на море, то только благодаря своему значению на суше. Несколько большим флотом владела Спарта во время Пелопоннесской войны, но и тогда он был сравнительно невелик: в 413 г. спартиаты могли выставить 25 судов, но больше этого количества, кажется, никогда не снаряжали на собственные средства. Экипаж состоял, главным образом, из илотов, десантное войско — из периеков. Морскую битву лакедемоняне старались обыкновенно превратить в сухопутную тем, что брали неприятельский корабль на абордаж и потом сражались врукопашную на палубе. Флот состоял под главным начальством наварха, при котором находился секретарь (epistoleuV), имевший иногда весьма большое влияние. Гавань для стоянки флота была в Гифии (Guqeion).

W. Rustow und H. Kochly, Geschichte d. Griech. Kriegswesens v. d. altesten Zeit bis auf Pyrrhos, Aarau 1852; H. Stein, Das Kriegswesen der Spartaner, Konitz 1863; H. Stehfen, De Spartanorum re mihtari, Greifsw. 1881; Ringalda, De exercitu Lacedaemoniorum. Diss. Groningen. 1893; Weber, De Gytheo et Lacedaemoniorum rebus navalibus, Heidelb. 1833.

2007-08-05 в 12:21 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Про спартанских теток
www.diary.ru/~ATG-and-others/?comments&postid=2...

2007-08-05 в 18:38 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Спарта и Дельфы

www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-...

Краткий обзор политического устройства Спарты

www.spartania.ru/sparta-politics.htm

Коррупция в Спарте

www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-...

Спарта и Персия - история отношений

www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/2003/p...


Спартанские Парфении

www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/1998/p...

Про Эфорат классического периода

www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-...

ПРо Диоскуров, почитаемых божеств

www.centant.pu.ru/sno/publ/gorun1.htm


Еще раз об эфорах

www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon...

2007-08-27 в 05:17 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
АНгл. яз.
Книга о раскопках Докинса в начале 20 века храма Артемиды)

www.lib.uchicago.edu/cgi-bin/eos/eos_title.pl?c...

Сайт про Лаконику и Мессению
www.geocities.com/Athens/Aegean/7849/


2007-08-27 в 05:24 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Страница с полезными ссылками про Спарту

www.geocities.com/classicalbackpacking/sparta.h...

2007-09-17 в 18:16 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
2008-07-18 в 11:09 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Войны и воины Спарты
historywars.ucoz.ru/index/0-52

2008-12-10 в 08:16 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
ВОИНЫ ДРЕВНОСТИ. С древнейших времен до Александра Великого. Реконструкции. Ссылка найдена КаМея
dick-k.narod.ru/historical_art_1.html

   

Александр и все-все-все

главная