Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
20:58 

Magna Carta как романтический образ

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
В субботу совершенно случайно посетила выставку, посвященную 800-летию Магна Карты в Британской Библиотеке. Собственно, выставка идет с середины марта и этот викенд - последний, закрыте первого сентября. Из описаний и рецензий, что я встречала, сложилось впечатление, что ничего особенно интересного там не предвидится, так что я про нее благополучно забыла. Как же хорошо, что поддавшись импульсу я на нее-таки попала! Выставка оказалась большая и очень интересная! (я провела там два с половиной часа, если не больше).

Что такое Magna Carta?

По сути, это мирный договор между королем Джоном и его баронами, изначально называвшийся Раннимидским чартером (the Charter of Runnymede). Это был свод законов и правил, основными пунктами которого были во-первых равенство всех "свободных мужей" перед законом (про "мужей" (men) мы еще поговорим), гарантия честного суда для них, а во-вторых установление налогов как основного источника казны, то есть закрепление правила о том, что король не может просто так собирать дополнительные подати и отбирать имущество.

Договор заключенный в Раннимиде не был ни первым в своем роде (за более, чем век до него появлялись подобные своды, публиковались законы и давались обещания), ни первым таковым документом в Европе, по сути это был вполне типичный договор, но в силу исторических обсоятельств именно он стал всемирно известным и сильно повлиял на юридическую традицию не только Британии и ее колоний, но и всего мира. Все по правилам Романтизма: заурядный герой в незаурядных обстоятельствах.

Ранняя история документа - интриги и дипломатия

Король Джон не пользовался особой популярностью ни у знати, ни у населения вообще. Он был тираном, недальновдным и непоследовательным правителем, особенно в вопросах правосудия, и в дипломатии не блестал. Не блестал он, впрочем, и в военных делах, что было основным поводом начала его проблем.

Джон входит на престол в 1199 году (на тот момент ему 33 года, так что не мальчик уже), а в 1204 году теряет Нормандские земли, унаследованные им от семьи. Нормандия переходит в руки французского короля Филиппа II, и до конца своих дней Джон так и не сможет вернуть эти земли себе (в историю он войдет под прозвищем "Безземельный" (Johan sanz Terre)), и истратить массу сил и денег на защиту других своих земель в регионе. Финансировал свою армию король за счет обложения своих баронов различными налогами, податями и внезапными займами, тех же, кто не платил требуемого, сурово наказывал. Бароны от подобного положения дел были не в восторге и подняли мятеж.

Кстати, с церквями Джон тоже не церемонился, но только до тех пор пока Папа Иннокентий III не пригрозил ему тем, что если не получит протектората над землями Джона, то поддержит французского короля в его завоевательных усилиях. В 1213 году Папа-таки получает власть над приходами Англии и Ирландии. Это сторудничество с Папой потом будет сильно на руку Джону.

Король Джон в летописи


К июню 1215 года большинство баронов бунтуют серьезно и в открытую и стает серьезная угроза французского завоевания, так что Джону ничего не остается, как пойти на переговорс мятежной знатью. Фактически, бароны ловят Джона в Раннимиде и приносят ему первичный список своих требований, список этот (по крайней мере, одна из его черновых версий) сохранился и представлен на выставке. Что интересно, написан он практически сплошны текстом, тогда списки не нумеровали и не выделяли, видимо экономили место.

В переговорах помимо вышеупомянутых баронов и короля участвует и тогдашний Архиепископ Кентерерийский (Стевен Лэнгтон), который не только помогал их вести, но и позаботился о том, чтобы в новых законах церковь освобождалась от податей. Это участие Архиепископа кажется мне особенно интересным, потому что через 10 недель после публикации Чартера (который мы знаем как Магна Карту), Папа объявит его незаконным! Основным аргументом будет являться то, что короля принудили к согласию, и по сути церковь ничего не выигрывала от такого объявления со стороны Папы, напротив, исполнение оговоренных условий поставило бы церковь в лучшие условия. Так что тут явно мотив политически-личный, согласие между королем Джоном и Папой Иннокентием, нежели между монархом и Папой как институтами власти. На выставке не было объяснения этого противостояния индивида и института, но из всей представленной информации это бвл единственный вывод (сделала его не я одна, слшала несколько человек, переговаривашихся между собой на эту тему).

После папского объявления, война с баронами вновь возоновилась, а французский король=таки напал на Англию, так что казалось, что этот заурядный договор ничего особенного не достиг. В общем-то на тот момент тк оно и было.

Если бы через год, в 1216 Джон не умер, и опекуны его 9-летнего сына не искали активной поддержки баронов, Магна Карта так бы и канула в Лету. Но юному Генриху III эта поддержка была жизненно необходима, так что соглашение обновили, немного подредактировав, впрочем основные постулаты остались прежними. Вообще, документ в основном состоял из детальных процедурных определений, базовых постулатов там было всего несколько, о них я уже упоминала выше и они кочевали из редкации в редакцию документа.

Генрих III был поадекватней папаши и проправил аж до 1272 года (прожил 65 лет, из которых правил 56), был очень набожным и жертвовал большие суммы на благотворительность (т.е. церкви). Впрочем, это не мешало ему продолжать войны с Францией, которые тоже не отличались особым успехом. Что же касается Магна Карты, ее следующая редакция случилась в 1217 году, когда законы, касающиеся лесов, из нее убрали и выделили в отдельный Лесной Кодекс, попутно смягчая правила: уменьшили штрафы за ловлю зверья, сами размеры королевких лесных угодьев были уменьшены, в общем, подданным стало жить чуть свободней, а королевская козна лишилась части доходов (особенно в следствие уменьшения штрафов за охоту в королевских землях для местных жителей).

В последствии Магна Карта редактировалась еще пару раз и к концу 13го века (последняя - 1297 год) достигла своей финальной редакции. Напомним, что редактировали в основном процедуры и детали сбора налогов, но основные положения оставались прежними:
- Нет арестам по произволу
- Гарантия честного суда над всеми свободными людьми
- Ограничения поборов установленными налогами и невозможность введения дополнительных налогов и сборов без согласия на то баронов.
- Свободы и права городов

Кроме того, постулаты Магна Карты являлись предпосылками для созыва парламента в 1265 году (еще чартер 1215 году упоминал о 25 баронах, которые должны участвовать в консультациях по налогам).

Тут еще стоит упомянуть о том, что изначальный документ составлен на латыни как языке тогдашней юриспруденции (его было по меньшей мере 13 копий, разосланых в разные концы страны, а реально скорее всего гораздо больше), но поскольку разговорный язык знати был французский. то его быстро перевели на Французский. Что же касается перевода на английский (то есть, язык простонародья), то произошло это в письменном виде гораздо позже. Впрчем, историки считают, что люди переводили его с листа и зачитывали на городских собраниях, так что скорее всего о содержании документа люди знали. Другое дело, что касался он на тот момент (13 век) только очень небольшой прослойки общества, а именно "свободных". Тогда их было очень немного.

Все условия поместились на одном листе! (Размером она чуть больше А4)


Использование сквозь века - новые версии прочтения

Магна карту напечатали в начале 16 века, причем отпечатан был как латинский оригинал, так и переводы на французский и английский. Она была одним из юрилических документов, но только начиная с 17 века ее начали активно использовать для защиты своих прав различные группы общества и отдельные личности.

Например, в преддверие и во время Гражданской войны, политик и юрист Эдвард Коук (Edward Coke) активно использовал ее как старинную конституцию, в которой были гарантированы индивидуальные права. Основываясь на ней он в 1628 году составил Петицию о Правах, которая ограничивала влась Чарльза I. Впрочем, Магна Карту упоминали обе строны Гражданской Войны, даже цитировали на суде простив Чарльза I в 1649 году. Этот эпизод истории сделал Магна Карту символом прав и свобод.

С 17 века Магна Карта начинает приобретать все более важное значение: вопросы прав и свобод в то время сильно волновали Английские колонии, особенно Американскую их часть. Так что помимо того, что постулаты Магна Карты использовали как базу местные законодатели (главы штатов, в основном), ей же оправдывали свои взгляды те, кто считал английского короля тираном (на этот раз в роли тирана выступал Георг III) и призывал освободиться от его гнета. Так что в Декларации Независимости и Билли о правах, следы постулатов Магна Карты вполне четко просматриваются. Впрочем, надо заметить, что брали из документа те самые основные принцыпы, ограничивающие самодержавную монархию и гарантирующие права индивида, а не весь текст, большая часть котрого уже к тому времени сильно устарела.

Если в 17 веке Магна Карту использовали скорее на государственном уровне, в 18 она становится более известная широкой публике. В 1759 Уилльями Блекстоун публикует ее, таким образом провоцирую дальнейшие исследования документа, а так же более современное прочтение и интерпретации. Магна Карту начинают использовать политики, требующие реформ парламента, а так же журналисты и издатели газет, как подтверждающую свободу слова и прессы (аресты людей и имущества без справедливого суда и следствия были запрещены Магна Картой). Некоторые даже использовали ее как аргумент против королевского развода! Так из инструмента используемого парламентом для давления на короля Магна Карта превратилась в инструмент давления на парламент (то есть правительство в целом).

Тут надо упомянуть о том, что оригинальный текст о правах "свободных мужей" (free men) с течением времени пересматривался. Количество свободных людей сильно увеличилось, из меньшинства они превратились в поголовное большинство. Более того, древняя формулировка вроде как должна была включать в себя не только мужчин, но и женщин (и скорее всего вкючала, потому что в оригинальной Магна Карте упоминаются права вдов не ьыть принужленными к повторному браку, например). Впрочем, на права женщин взгляды у тогдашней публики были разные, и в 1791 с требованиями принять Декларацию Прав Женщин выступила Олимп де Гуж (Olympe de Gouges), в последсивии ее казнили. Впрочем, Олимп была француженкой, и казнили ее (французы же) отнюдь не за эту идею.

Благодаря такой популярности и активному использованию в политической жизни, про Магна Карту знали все, более того даже производились чашки и чайники с рисунками на эту тему (особенно популярны были портреты и бюсты реформаторов с Магна Картой наперевес). Кроме того делали статуэтки, принты и постеры с аналогичными сюжетами.

Вот, например, чайничек с Джоном Уилксом)))


В двадцатом веке Магна Карту использовали и остальные английские колонии, чтобы добиться признания местных гражданами империи (как это было в Индии), а затем и для плучения больших прав автономии. Кроме того базовые постулаты о справедливом суде и непленении индивида и имущества без суда перекочевали из нее в международные документы о правах человека.

В Британском праве большинство норм Магна Карты были упрощены в 1828-1969 годах как устаревшие. В основном это были те самые номы феодального права, за которые в 1215 так боролись бароны. Король Джон и его современники сильно удивились бы, насколько составленный ими документ оказался значимым, несмотря на свою заурядность и благодаря череде исторических обстоятельств.)))

Замеченные мимоходом интересности

- Список "напоминалок" Томаса Кромвелля - он их называет rememberances, и по сути это просто список дел или вещей на "не забыть". Интересно, что во-первых никаких точечек, звездочек или хотя бы номеров нет, просто по строчке на каждую напоминалку. В те времена списки писали так, вся эта пунктуация появилась позже.



- Плакат об английских и французских свободах времен Французской революции. Англичане революции очень не хотели, и это видно))



- Великая Национальная Петиция 1842 года (The Great National Petition) была 10-километровым документом (да, десятикилометровым), который подписала треть населения страны (6 миллионов человек, хотя тут есть разные точки зрения). Это был документ за равные права и свободы рабочих, в основном электоральные. Петиция не достигла успеха, потребовалось 20 лет, чтобы хотябы часть реформ была принята, а часть случилась только в начале двадцатого века. Но десять километров подписей впечатляют!

- Tally sticks (бирки) королевского казначея Ричарда Фитц Найджела, представленные на выставке, произвели на меня огромное впечатление. Эти палочки из мягкого дерева (в основном, орешника) были парными - одна оставалась у казначея, другая у налогоплатильщика. Зарубки на палочках означали уплаченную сумму, и палочки были сделаны так, что если их сложить, зарубки должны были совпась. Это служило гарантией подлинности. Гениальная система!



(Все изображения в посте с сайта Британской Библиотеки и Британского Музея)

@темы: Интересности, История, Политика

URL
Комментарии
2015-08-30 в 23:43 

Bats
Silver Mirror, ого! Спасибо огромное. Неожиданно интересная выставка.

2015-09-18 в 09:01 

Diary best
Искатель @сокровищ
Можно процитировать?

2015-09-18 в 10:06 

Silver Mirror
Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Diary best, да, пожалуйста!

URL
   

Каждый сходит с ума по-своему...

главная